Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Карты   Малоизвестное   Заграница

Кладбище на о. Сорвали в Выборге. (25.06.07).

ИНТЕРРЕГ-ТАСИС ПРОЕКТ ИНТЕРРЕГ-ТАСИС "МЕМОРИАЛЬНЫЙ ПАРК СОРВАЛИ - НАШЕ ОБЩЕЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"

Карта Сорвальского кладбища.

Карта православной части Сорвальского кладбища.

Расположение Сорвальского кладбища на снимке Выборга.

 - Часть 1. Краткое описание проекта. Хроника работ. Книга.
 - Часть 2. Ханс Эмиль Андерсин. Памятная роща Сорвали.
 - Часть 3. Зинаида Новосёлова. Сорвальское кладбище - хранитель военной истории края.
 - Часть 4. Юлия Мошник. Несколько слов об "инженере" Фримане.
 - Часть 5. Воспоминания о посещении Выборга человеком, которого следует помнить, и о его похоронах.
 - Часть 6. Сеппо Тикка. Воспоминания о кладбище в Сорвали.
 - Часть 7. Сеппо Тикка. Отто фон Феандт.
 - Часть 8. Леена Репо. Сеятели поля будущего. Виллиам и Эстер Отсакорпи.
 - Часть 9. Юлия Мошник. Мемориал семьи Хакман.
 - Часть 10. Храм Успения Божией Матери на Сорвальском кладбище.
 - Часть 11. Зинаида Новосёлова. Карл Готлиб Бем.
 - Часть 12. Леена Репо. Матильда Хоффманн.
 - Часть 13. Зинаида Новосёлова. Е.В. Нигрицкая (1851 - 1925).
 - Часть 14. Зинаида Новосёлова. Храмы на погостах.
 - Часть 15. Матти Рюнен - нити жизни.

Часть 9. Юлия Мошник. Мемориал семьи Хакман.

Семейная усыпальница Хакманов (Hackman) в Сорвали относится в числу наиболее интересных архитектурных памятников, построенных на территории кладбищ города. К сожалению, как и большинство монументальных сооружений на кладбищах Выборга, капелла Хакманов утрачена.

Для Выборга было характерно бережное отношение к садам Господним. Некоторые надгробные памятники и монументы для кладбищ города проектировали знаменитые и талантливые архитекторы. Самый, пожалуй, яркий пример этого - надгробие генерала Виктора Амадеуса Ангальт - Бернбургского (Victor Amadeus Anghalt) на кладбище в Нейтсютниеми, создание которого приписывают Джакомо Кваренги. Еще более известна капелла Людвигсбург в усадьбе Монрепо, построенная по проекту Чарльза Тэтама (Charles Thetam) рядом с семейным некрополем баронов Николаи. На Сорвальском кладбище тоже было мемориальное сооружение работы зодчего с мировой славой. Это надгробие полковника Отто фон Феандта (Otto von Feandt), которое проектировал Ларс Сонк (Lars Sonk).

Над созданием мемориальных памятников на городских кладбищах работали и выборгские архитекторы. До наших дней на Ристимяки (Ristimäki) сохранилась красивая каменная арка над семейным захоронением Викстедтов, автором которой является Юхани Виисте (Викстедт) (Juhani Viiste). Талантливый архитектор и одаренный писатель, Виисте считал искусство украшения кладбищ творческой работой, данью уважения к предкам, практическим вкладом в сохранение истории города. Капелла Хакманов как нельзя лучше отражает такой подход к архитектуре некрополей. Она была не только фамильной усыпальницей, а своего рода мемориалом семьи, с конца XVIII столетия игравшей важную роль в жизни Выборга, богатейшего купеческого рода, семьи консулов, благотворителей, попечителей общества сестер милосердия...

Основатель выборгской ветви семьи Йохан Фредерик Хакман.

Надгробье Йохана Фредерика и Марии Элизабет Хакман (урожденной Лаубе). Фото 1980 г.

Основателем выборгской ветви этой семьи был Йохан Фредрик Хакман (Johan Fredrik), переехавший сюда из Бремена в октябре 1777 года. На родине, в Германии, он получил педагогическое образование, но решил попробовать свои силы на другом поприще - в коммерции. Перебравшись в Выборг, он поступил в контору Германа Дюкандера (Herman Dukander), а через несколько лет открыл собственное дело по торговле лесоматериалами. Поворотным моментом в судьбе Йохана Фредрика был брак с Марией Элизабет Лаубе (Marie Elisabeth Laube), дочерью состоятельного выборгского коммерсанта, заключенный в 1799 году. После женитьбы капитал фирмы существенно пополнился. Кроме того, от тестя Йохану Фредрику перешло имение Хертуала (Hertuala). Брак оказался на редкость удачным. Энергичная, умная, наделенная коммерческой жилкой Мария была верной помощницей мужа. Несмотря на большую разницу в возрасте (Мария была младше на 21 год), в семье царило взаимопонимание и добрые отношения. В этом браке родилось двое сыновей - Йохан Фредрик-младший и Карл Александр(Carl Alexander). В 1807 году Йохан-Фредрик трагически погиб, Марии пришлось одной воспитывать детей и заниматься делами фирмы. Под ее руководством торговый дом Хакман продолжал успешно развиваться, а усадьба Хертуала благодаря заботе хозяйки стала одним из красивейших мест в окрестностях Выборга.
( Подробнее об усадьбе Хертуала ).

Когда старший сын Йохан Фредрик-младший получил образование, дела фирмы перешли к нему. Как и отец, он стал консулом. При Йохане Фредрике была образована фирма "Хакман и Кo", построена судоверфь и первый в городе пароход, получивший название "Wiborg". Йохан Фредрик был долго и счастливо женат. Его избранницей стала Юлия София Яниш (Julie Sophie Jaenisch), наследница одной из старейших выборгских немецких фамилий. У этой четы было 13 детей. 7 марта 1874 года они отметили золотую свадьбу, на которой присутствовало пять поколений семьи. Через четыре года после этого события Юлия София скончалась, муж пережил ее только на год. Сообщение о смерти консула Хакмана поместили многие газеты. В некрологах было написано, что похороны состоятся в четверг, 7 августа 1879 года на кладбище Сорвали.

После смерти Йохана-Фредрика управление фирмой перешло к одному из его младших сыновей √ Вильгельму (Wilhelm). Его старшие братья избрали другую карьеру. Консул Вольдемар (Woldemar) уехал в Германию и там скончался в 1871 году, Виктор Александр (Victor Alexander) также не пережил отца. Юлиус Фредрик (Julius Fredrik)стал генералом, скончался в почтеннейшем возрасте, на сто втором году жизни, в Ницце. Хакманы-выборжане никогда не забывали своих родных, умерших за рубежом. В Хертуале был установлен мраморный обелиск в память о тех членах семьи, которые скончались вдали от родного города. На территории Малой Хертуалы (Pien Hertuala), некогда принадлежавшей сыну Вильгельма Хакмана, несколько лет назад учащимися выборгской школы N9 и преподавательницей истории Лилией Геращенко был обнаружен разбитый надгробный памятник с надписью "Вольдемар Хакман" и датами жизни - 1831-1871 гг. Надгробная плита с именем Вольдемара Хакмана и теми же датами была сфотографирована Сеппо Тикка в 1980 году на руинах усыпальницы Хакманов в Сорвали. Эти два камня были выполнены в разной манере, отличались формой и размерами. Поскольку Вольдемар скончался в Вюрцбурге, и, вероятно, там же был похоронен, можно предположить, что в Выборге было две ложные могилы.

Пиени-Хертуала Пиени-Хертуала Пиени-Хертуала

Надгробная плита с именем Вольдемара Хакмана на территории Малой Хертуалы. Фото А. Браво, октябрь 2005 г.

Хакман и Ко

Здание фирмы "Хакман и Кo", ул. Северный вал, 5. Архитекторы У. Ульберг и К. А. Гюльден, 1908 г. Фото А. Браво, 2006 г.

Советник Вильгельм Хакман.

Советник Вильгельм Хакман совмещал коммерческую и политическую деятельность - он был председателем городского правления. Как руководитель фирмы "Хакман и Кo", Вильгельм большое внимание уделял социальному обеспечению работников, организовывал кассы взаимопомощи, обеспечивал пособиями малоимущих. Его супруга Алиса (Alice) была попечительницей выборгского детского дома и Дьякониссилайтос - общества сестер милосердия. Дом дьяконисс на протяжении многих лет был предметом опеки Хакманов, ведь самая первая выборгская сестра милосердия Ольга была представительницей их семьи, внучкой Марии Элизабет Хакман. Активное участие Хакманы принимали в организации ежегодных благотворительных балов 7 января.

Брак Вильгельма и Алисы Хакман был долгим, им тоже довелось отпраздновать золотую свадьбу. Случилось это в июне 1917 года. По случаю торжества из Царского села Хакманам пришла поздравительная телеграмма за подписью "Николай Романов" - от бывшего императора Николая II, отрекшегося от престола.

В 1925 году Вильгельм скончался. На отпевание в Петропавловский собор пришло много людей, были возложены сотни великолепных венков - от губернии, города, организаций, обществ, друзей и знакомых. Церемония прощания заняла больше двух часов. Отпевание совершал глава немецкой общины А. Вегнер, с прощальным словом выступил министр торговли, пела Фрида Сергеефф и хор "Выборгские песенные братья". От собора траурная процессия проследовала на Сорвальское кладбище.

Тогда на кладбище еще не было капеллы-усыпальницы. Возможно, именно смерть Вильгельма Хакмана стала побудительной причиной для начала строительства. В том же 1925 году скончался старший сын Вильгельма Йохан Фредрик Алексис (Johan Fredrik Alexis), и для семьи это был период глубокого траура. К тому времени уже представители трех поколений Хакманов умерли в Выборге, многие были захоронены на Сорвали. Таким образом, капелла должна была стать единым мемориалом семьи.

Архитектор Том Теслефф.

Подготовка проекта усыпальницы была поручена молодому архитектору Тому Теслеффу. Выбор не был случайным, ведь Том Виллиам Теслефф (Thom William Thesleff) приходился праправнуком первого выборгского Хакмана. Мать архитектора, Алиса Хелена Эмилия (Alice Helena Emilia), была дочерью Вильгельма и Алисы Хакман. Отец, Теодор Теслефф (Theodor Thesleff), принадлежал к известнейшему выборгскому роду, был внуком генерала Александра Аматуса Теслеффа (Alexander Amatus). Теодор был председателем Выборгского комитета по здравоохранению, городским врачом в 1883-1899 годах, врачом Дьякониссилайтос. Представители семейств Хакман и Теслефф состояли в родственных отношениях, их участки на немецком кладбище Сорвали находились рядом. В поместье Хакманов Хертуала помимо главного усадебного дома имелись две гостевые виллы, одна из которых называлась "Теслеффской".

Том Виллиам Теслефф родился в Выборге 9 октября 1895 года, скончался 27 декабря 1961 года в Вааса. Учился он в шведском лицее Выборга, после чего закончил архитектурное отделение Высшей Финляндской Технической школы. Звание архитектора получил в 1921 году. Работал в бюро Отто Иивари Меурмана (Otto Iivari Meurman), затем в бюро Ойвы Каллио (Oiva Kallio) в Хельсинки, позднее стал помощником архитектора Р. Финниля (R. Finnilä). Из Хельсинки переехал в Оулу, работал в конторе губернского архитектора, затем - в главном управлении строительства железных дорог. С 1937 года преподавал в конструкторском отделе Атенеума. Теслефф был членом Союза архитекторов Финляндии, Технического общества Финляндии, Технического клуба Вааса, общества Выборгских архитекторов, шюцкора. Принимал участие в гражданской и во Второй мировой войне.

Большую роль в оформлении капеллы-усыпальницы сыграл художник Лаури Вялке. Он был уроженцем Хельсинки, но много лет работал в Выборге. В 1912-1917 годах он учился в Выборгской рисовальной школе. Закончив учебу, увлекся расписыванием церквей (работал в Питкяранта, Рауту, Яаски, Виролахти, Сяккиярви, Койвисто и т.д.). Одна из самых известных работ Лаури Вялке - роспись зала Брахе в замке Турку. В Выборге Вялке писал фигуры евангелистов в новом кафедральном соборе, делал росписи в доме выборгской сельской общины. Был членом выборгского культурно-исторического общества Торккелин Килта. В капелле Хакманов Вялке выполнил резьбу по дереву.

Строительство капеллы на Сорвальском кладбище завершилось в 1927 году. Усыпальница представляла собой целый комплекс из нескольких сооружений. От шоссе к ней вела каменная лестница с двумя разноуровневыми площадками. Вход на территорию внутреннего двора часовни оформляли пилоны, сложенные из крупных гранитных блоков. Здание часовни располагалось с правой стороны от двора. Оно было прямоугольным в плане, на каменном основании, под двускатной кровлей. Стены часовни были выполнены из кирпича, покрыты штукатуркой и побелены. В плоскости щипца с южной стороны размещалось круглое окно. Вход в часовню устроили со стороны двора, в центре. Дверь была деревянной, с резными филенками. По сторонам от входа, а также со стороны бокового южного фасада в основание стен были вмонтированы надгробные камни из черного гранита. По боковому фасаду размещалось три камня - высокий в центре, и два более низких по сторонам.

Территорию двора с северной и западной стороны огораживала каменная стена. В ней были устроены арочные ниши, в которых также были установлены плиты-надгробия. Всего плит было 17, но на некоторых содержалось не одно имя, а имена супругов. У входа во двор, справа, росло высокое дерево, вероятно - липа. Перед плитами и у входа во двор были высажены цветы. По воспоминаниям Сеппо Тикка, рядом с часовней росли роскошные фуксии. На Рождество здесь зажигали множество поминальных свечей.

Внешний вид капеллы-усыпальницы Хакманов.

К сожалению, не удалось обнаружить точный список захороненных в семейной усыпальнице представителей рода Хакман. На фотографии 1980 года есть изображение плиты с именами Йохана Фредрика-старшего и его супруги Марии Элизабет. Вероятно, это ложное надгробие, и первые представители выборгской ветви Хакманов похоронены не здесь. Достоверно известно, что на Сорвали похоронили Йохана Фредрика-младшего (и, вероятно, его жену Юлию), Вильгельма и его супругу Алису. Алиса Хакман была одной из тех, кто был похоронен здесь уже после возведения капеллы (она скончалась в 1930 году). Также существует снимок плиты с именем Гвендолин (Gvendolin) Хакман, умершей в 1933 году. Сведений о последних захоронениях в капелле обнаружить не удалось.

В послевоенные годы семейная усыпальница Хакманов была разрушена. Пострадали кровля и стены сооружения, но основание каменной стены и часовни оказалось достаточно прочным. Некоторые надгробные камни, закрепленные в нишах стен, сохранялись на своем месте вплоть до 1980-х годов. Окончательное разрушение усыпальницы пришлось на наши дни.

Вся территория часовни и двора засыпана обломками кирпича, бетона, гранитные блоки также подверглись частичному разрушению. Сквозь кирпич пробилась молодая поросль, а от старых деревьев, которые росли здесь во время строительства усыпальницы, остались только спилы. Возможно, под слоем строительных обломков еще лежат плиты с именами представителей семьи, так много сделавшей для процветания Выборга.


  Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.   Часть 5.   Часть 6.   Часть 7.   Часть 8.   Часть 10.   Часть 11.   Часть 12.   Часть 13.   Часть 14.   Часть 15.


/ Все материалы предоставлены АНО "Центр Виипури". Менеджер проекта по восстановления Сорвальского кладбища - Алла Матвиенко. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2012-11-03 00:14:26 сергей ()
почему на берегу и в воде где это кладбище очень много битой посуды попадаются брошки,манеты.В песке у берега как будто специально сыпали, или дома были?

2. 2016-10-01 23:35:52 Петр (peter.dubrowsky@yandex.ru)
Смотря на такое, никак не пойму. Ведь не война такое сделала, все это происходило в послевоенное время. Люди так много сделали для города, жителей... Нет, не понимаю я такого отношения, за гранью моего понимания.

3. 2019-10-05 00:21:12 Ярослав (doctor-pirogov@yandex.ru)
Здравствуйте. Я ищу своих предков по фамилии ЛЕР (скорее всего православные, но может быть и лютеране), которые проживали в Выборге в конце 19-начале 20 века. Есть сведения, что они похоронены на Сорвальском кладбище.Если кто-то располагает какой-нибудь информацией, прошу написать мне. Спасибо.





Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Карты

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница

 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.