Terra Incognita

Содержание:   Фортификация   Маршруты   Достопримечательности   Карты   Малоизвестное   Заграница

Острова Финского залива под Выборгом. Загадочная башня Тура на о.Верхолаз и сооружения на о.Овчинный. (28.01.06).

о.Верхолаз и о.Овчинный Зима - это лучшее время, чтобы осмотреть достопримечательности островов, разбросанных в Финском заливе недалеко от Выборга. По льду можно добраться практически до любого острова. Надо только соблюдать осторожность. Автор этих строк, наблюдая рыбаков, носящихся по льду залива на автомобилях, бдительность потерял и был тут же наказан, провалившись одной ногой по колено в трещину. Так что гулять по льду можно, но осторожно.

Целью прогулки был осмотр загадочной башни Тура на о.Верхолаз (Korkeasaari), которая в некоторых источниках датируется аж XIV веком и финского военного городка с гидроаэродромом на о.Овчинный (Turkinsaari). От первого острова до второго - примерно 5 км по заливу.

  Часть 1. Загадочная башня Тура и развалины усадьбы на о.Верхолаз (Korkeasaari).
  Часть 2. Переход на о.Овчинный (Turkinsaari). Финский военный городок и гидроаэродром.
  Часть 3. Боевая минная станция на о.Овчинном (Turkinsaari).




Часть 2.

III. Переход о.Овчинный (Turkinsaari).

От о.Верхолаз до о.Овчинный по прямой примерно 5 км. Снега на льду было не много, шли быстро, дошли минут за 50. Наше быстрая ходьбв явно бросалась в глаза многочисленным рыбакам. Одни из них, мимо которых мы пронеслись на крейсерской скорости, добродушно, но громко заметили, что здесь ходят или рыбаки или шпионы, а это явно не рыбаки... На обратном пути они предложили подбросить нас до Питера, но нас уже ждало заранее вызванное такси. Больше чем количество рыбаков нас поразило их массовое передвижение по льду на автомобилях, причем на приличной скорости. Съезжают они на лед, как выяснилось, в Отрадном и, возможно, около дамбы на Овчинном.

По ходу движения на берегу несколько раз замечали развалины старых пристаней.

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный

III.1-3 Развалины старых пристаней.

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный

III.4-5 Виды по ходу движения.

III.4-6 Автомобилизированный любитель подледного лова.

о.Верхолаз и о.Овчинный

III.7 Скопление рыбаков на льду в стиле "поп-арт".

IV. Финский военный городок и гидроаэродром на о.Овчинный (Turkinsaari).

На финской карте 30-х годов на о.Овчинном отмечены многочисленные казармы, две пристани - по одной на восточном и западном берегах и два слипа - наклонные площадки для спуска гидросамолетов на воду. Слип на восточном берегу, хоть и зарос березняком, хорошо просматривается при подходе к острову. От пристани N 2 на восточном берегу осталась только груда камней.

Развалины казарм в большом количестве расположены по центру острова вдоль хорошо просматриваемой дороги. Казарм много, мы насчитали 5 или 6 корпусов и сбились со счета. Сохранились в основном фундаменты и цокольные этажи. На осмотр казарм, расположенных около причала N 1 на западном берегу, у нас не хватило времени.

Недалеко от одной из казарм нашли два люка с помещениями под землей, в одном из которых внизу стояли устройства, по внешнему виду очень похожие на унитазы. Мы сначала и решили, что это гарнизонный туалет. Но по здравому размышлению, учитывая, что залезть туда можно через очень узкий лаз сверху (боковых ходов внизу нет), а у "унитазов" нет водяных затворов, пришли к выводу, что это какие-то емкости, для воды или топлива, а "унитазы" - это окончания труб для отбора жидкости из этих емкостей.

К слипу, расположенном на восточном берегу, от дорожки ведет вниз каменная лестница. Недалеко от нее лежит громадная бетонная балка, согнутая под тупым углом и оснащенная здоровой металлической монтажной проушиной на одном конце. Назначение сей балки осталось для нас загадкой, может быть это была часть механизма затаскивания гидросамолетов по слипу на стояночную площадку ?

Сам восточный слип сильно зарос березняком. С правой стороны, у излома слипа - кольцеобразный фундамент с эксцентрично расположенным круглым колодцем. Может это тоже элемент подъема гидросамолетов по слипу ?

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный

IV.1 Развалины здания на восточном берегу о.Овчинный.

IV.2 Все, что осталось от пристани N 2.

IV.3 Развалины на острове с декоративной решеткой.

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный

IV.4-6 Развалины многочисленых казарм.

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный

IV.7-8 Внутренние помещения казарм.

IV.9 Люк с лестницей вниз.

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный

IV.10-11 Два "унитаза".

IV.12 Дорога, ведущая от казарм к гидроаэродрому.

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный

IV.13 Каменная лестница ведет вниз, к слипу.

IV.14-15 Загадочная бетонная балка с большой монтажной проушиной.

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный

IV.16-18 Слип - наклонная площадка для спуска гидросамолетов на воду.

о.Верхолаз и о.Овчинный о.Верхолаз и о.Овчинный  

IV.19 Вид на слип с воды.

IV.20 Кольцеобразное сооружение на вершине слипа.

 

  Дополнение от 24.01.2008. Для того, чтобы лучше представить, что представлял из себя финский гидроаэродром на о. Туркинсаари, публикуем фотографии из личного архива Миикки Раухала (Miikki Rauhala), дед которого служил на гидроаэродроме с апреля 1934 г. по май 1935 г. в качестве помощника механика. Мы признательны Миикке Раухала за любезное разрешение опубликовать эти фотографии.

T.1-2 Ангар, находился у северного слипа, имевшего выходы на оба берега острова.

T.3 .

T.4-6 .

T.7-8 .

T.9 .

T.10-12 .

Комментарии к фотографиям (подготовлены постоянным посетителем нашего сайта Виктором, за что мы ему очень благодарны):
Фото T.1. Ангар для (гидро)самолетов на острове Туркинсаари.
а) Место сьемки. Либо с самолета сбоку (виден обрез борта), либо с возвышенности.
б) Время сьемки. Вероятно весна ,либо в начале зимы (лед в заливе, мало снега).
в) Размер ангара (приблизительно): по фронту - 40 метров, в глубину - 20 метров, высота в верхней части ворот - 10...12 метров, сами ворота - 5...6 метров (если считать размах крыльев самолетов - 10...12 метров). Ангар без опор, конструкции кровли и стен легкие, непрозрачные. Общая площадь ангара 800...1000 метров квадратных, с учетом вспомогательных помещений по бокам. Вместимость 10...15 самолетов. Ворота раздвижные (купейного типа) и, вероятно, с одной стороны, так как с другой стороны видны деревья. Ангар отапливаемый, видна труба, она же видна и на других снимках. Перед ангаром 3 самолета на лыжах, винтами в разные стороны, внутри ангара виден автомобиль, вероятно тягач. Подлет самолетов осуществлялся по льду залива, ВПП на не видно. Рядом с ангаром проходит укатанная дорога с изгибом.
Особенности (вопросы): 1. Ангар воротами направлен вглубь острова, а не к заливу.
2. Кран (Г-образное сооружение) использовался для гидросамолетов, т.к. вблизи его находится оборудование, он в зимнее время не нужен.
3. В левом нижнем углу снимка то ли забор, то ли бочки, то ли дрова.
4. В ангаре самолеты должны располагаться винтами к воротам.
5. Время функционирования авиабазы на острове 15.12.1927...01.01.1938 г.г.
Фото T.2. Ворота ангара (купейные), раздвижные.
Оригинальное решение конструкции ворот. С помощью рычагов створки ворот формируются в пакеты и задвигаются по частям в приемные устройства по краям ангара с помощью направляющих. Освещение ангара через открытые ворота. Имеется наружное освещение, типа электролампы с небольшим колпаком.
Фото T.3. Самолет марки V. L. SAASKI.
Разведывательный самолет финского производства, использовался также в гражданской авиации. Выпускался финской фирмой Valtion Lentokonetehdas с 1928 г. Характеристики: длина - 7,9 м., ширина - 9,3 м., взлетный вес - 913 кг. (использованы материалы сайта Уголок Неба).
Фото T.4. Самолет BLACKBURN T.5 RIPON.
Двухместный палубный легкий бомбардировщик /торпедоносец ( были сухопутные и поплавковые ), разработан в Великобритании. В Финляндии он назывался V. L. R 29 RIPON 11 E. Самолет приобрело финское правительство со сменным колесно/поплавковым шасси в качестве образца, и 25 таких самолетов по лицензии было произведено авиационным заводом в Тампере. Характеристики: размах крыльев - 13,67 м, длина - 11,2 м, высота - 3,91 м, масса сухого - 1930 кг, с нагрузкой - 3350 кг. Вооружение - бомб 680 кг или 1 торпеда Мк-10, пулемет калибра - 7,7 мм. Особенности - складывающиеся крылья вдоль бортов фюзеляжа, это видно и на других фото. (использованы материалы сайта Уголок Неба).
Фото T.5. Самолет BLACKBURN T.5 RIPON.
В ангаре на обслуживании (вид спереди). Поставлен на поплавки, крылья сложены, открыта лобовая часть фюзеляжа. Интересна конструкция подпотолочной фермы, удерживающей крышу ангара.
Фото T.6. Самолет BLACKBURN T.5 RIPON.
В ангаре на обслуживании (вид сбоку). Поставлен на поплавки, крылья в рабочем состоянии (расправлены). Вероятно самолет установлен винтами внутрь ангара.
Фото T.7. Самолет марки V. L. SAASKI.
В ангаре, поставлен на поплавки. Постановочное фото, механики явно позируют, съемка производилась со вспышкой. Справа виден хвост гидросамолета, этот снимок является продолжением следующего снимка.
Фото T.8.
На заднем плане самолет Blackburn Ripon на поплавках (бортовой номер RI-136). На переднем плане гидросамолет, чей хвост виден справа на предыдущем снимке Т.7 - гидросамолет-разведчик марки HE-1 HEINKEL (Германия). Это панорама и снимок сделан из за укрытия.
Фото T.9.
Два самолета Blackburn Ripon на слипе. Самолеты на поплавках, винтами в сторону острова, им явно не хватает места, крылья свисают со слипа. Слип плавно переходит в маневровую площадку перед ангаром. Слева виден угол ангара, четко обозначена труба для отопления ангара.
Фото T.10.
Самый загадочный снимок. Самолет Blackbun Ripon на колесах перед открытым ангаром на маневровой площадке. Слева под крылом (с опущенными элеронами) видны колеса тележки, а слева у обреза фото видны окончание крыльев другого самолета. Винт направлен в сторону залива, куда после этого будет направляться самолет, если в сторону водной поверхности, то там слип, опускающийся к воде, либо его оттащат на ВПП, находящейся в другом конце острова и он взлетит, либо это постановочный снимок.
Фото T.11. Самолет Blackburn Ripon на маневровой площадке перед закрытым ангаром.
Самолет упирается в Г-образный кран, видны подьемные троса. Самолет на поплавках с примкнутыми к фюзеляжу крыльями. На поплавках небольшое, вероятно, штатное колесо, с его помощью облегчался наезд на слип при приводнении. Вероятно, хотят показать процесс перевода самолета с поплавков на колеса, лежащих слева у крана (серия снимков). Процесс происходил в такой последовательности: самолет подгоняли к крану, вывешивали его, хвост поддерживали козлами, стоящими справа, затем снимались поплавки и конструкция (тяга) около винта, колесо прикреплялось к v-образной тяге. При снятых поплавках хвост опускался к земле. Отлично виден грузовой автомобиль с крытым кузовом, он использовался в качестве тягача.
Фото T.12.
На переднем плане самолет V. L. Saaski на поплавках, перед ним лежит транспортная тележка. На заднем плане самолет Blackburn Ripon на поплавках около Г-образного крана. По заднему плану можно предположить, что время года либо начало, либо конец зимы и происходит сезонная смена колес (лыж) на поплавки, либо наоборот.

  Часть 1.   Часть 3.

/ © А. Браво, А. Павлов. Выборг - о. Верхолаз - о. Овчинный, 28.01.2006. Современные фото А.Браво.
Последнее обновление: 06.09.2010. /

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)

Комментарии

1. 2006-01-29 22:47:55 Keron (keronspb@rambler.ru)
Молодцы, хорошо пошпионили : ) Жаль, что я в это время шпионил в другом месте : )

2. 2006-01-30 12:12:37 LB ()
Стоит отметить очень удачные как никогда фотографии. А "Скопление рыбаков" вообще на 5 с плюсом!

3. 2006-01-31 11:31:19 Никита ()
Супер! Большое спасибо!

4. 2006-02-26 10:25:38 О ()
Фотграфия V.10 - что за дальней стеной ?

5. 2006-02-26 10:59:25 abravo ()
За дальной стеной - справа выход буквой "Г" на улицу, а слева вход в маленькую комнатенку, в которой есть амбразура, прикрывающая вход, смотрящая прямо на входную дверь. Сейчас эта амбразура заложена кирпичем изнутри.

6. 2006-08-09 16:24:21 tui ()
подскажите, пожалуйста, нужно ли для посещения острова Овчинный иметь разрешение, или остров открыт для посещения? Есть ли органичения для посещения острова иностранцами? И еще один вопрос, как можно попасть на этот остров в летнее время года?

7. 2006-08-09 18:46:12 abravo ()
tui, сейчас фактически на о.Овчинный может попасть любой желающий. Официально - не знаю, правила погранзон сейчас опять меняются, что будет пока не ясно. Добираться туда можно через пос.Подберезье. Либо в самом Подберезье за зеленой большой усадьбой (слева от дороги) взять напрокат за 300 рублей лодку, грести до Овчинного примерно час, хозяин лодок объяснит как доплыть. Либо на машине, проехав эту же усадьбу, свернуть с основной дороги на первый поворот налево и там еще проехать километра 2-3. Дорога закончиться на мысу прямо у мостика на Овчинный. Только летом эта дорога сильно разбита лесовозами, на низко сидящей легковушке можете и застрять. Если что-то непонятно, пишите мне на адрес, который в левой колонке этой страницы под ссылко "Пишите нам". Постараюсь все объяснить.

8. 2007-01-28 18:15:48 Виктор (brunvik@mail.ru)
мой родственник участвовал в составе 688 полка 113 дивизии во взятии острова Овчинный во время Финской войны, могу рассказать о подробностях этого боестолкновения

9. 2007-01-28 18:38:15 abravo ()
Виктор, это было очень интересно ! Я Вам сейчас напишу.

10. 2007-11-28 17:48:33 виктор (brunvik)
в гугле выложен альбом фотографий turkinsaari 1934-1935 там оказывается было училище морской авиации помогите разобраться и сравнить b

11. 2007-11-28 23:32:22 abravo ()
Пришлось поднапрячься, чтобы догадаться, где именно "в гугле" выложен этот альбом :) Видимо речь идет об этом - http://picasaweb.google.fi/pulmumiikka/PekkaRauhalanAlbumiTurkinsaari193435 Надо полагать, что это альбом летчика, служившего на Туркинсаари/Овчинном в 1935-35 гг.

12. 2007-11-29 18:23:46 viktor ()
этот альбом от 6 11 2007 может это другой

13. 2007-12-25 23:34:40 Mobi (mobi9@rambler.ru)
Ответственно заявляю: на легковой машине туда можно добраться ТОЛЬКО когда очень сухо или когда дорога замёрзнет до состояния асфальта. Но дело всё равно осложняется повышенной каменистостью :). Лучше как минимум на паркетнике.

14. 2008-06-09 21:01:44 vad ()
V.17 "Мост через дамбу между о. Овчинным и берегом". На самом деле это мост между островами Овчинный и Подберезовый. Мост на материк дальше по дороге, примерно через 1,2 км.

15. 2009-09-03 11:37:31 Сергей ()
Касателько туры на о. Верхолаз. До изобретения электрического телеграфа она использовалась в качестве семафорной вышки для передачи сообщений в Стокгольм. Цепь таких вышек в пределах прямой видимости стояла по всему побережью Финского залива и Аландских островов. Сообщение от Выборга до Стокгольма доходило за 2 часа. К сожалению, не помню источник этой иформации

16. 2010-08-13 23:49:38 Максим (kinder-max@yandex.ru)
я в этом году побывал на острове и видел башню и усадьбу. мне понравилось. вот в каких бы архивах откопать побольше об этой усадьбе?

17. 2010-08-14 13:09:04 abravo ()
Максим, по информации историка Михаила Костоломова на о.Коркеасаари (Верхолаз) была усадьба Эмиля Буттенгофа (Emil Buttenhof), а также дом директора банка A. Lintulahti. Зная эти фамилии, можно попробовать поискать информацию в Выборгском областном архиве (ЛОГАВ), а также в финских архивах, начать нужно, наверное, с национального архива Финляндии в Хельсинки - http://www.arkisto.fi/ .

18. 2010-08-22 15:07:10 Максим ()
спасибо. попробую что-нибудь отыскать

19. 2012-07-05 16:54:33 Жанна (pantera777-80@mail.ru)
Очень красивое и загадочное, обязательно нужно побывать. Похоже в Болгарии на город "Пловдив" и на "Шипку"

20. 2015-07-07 21:04:22 Дмитрий Кириллов ()
Спасибо за публикацию! Я был в п/л "Зеленый остров"трижды начиная с 1970го года. На остров мы плавали на двух баркасах и я прекрасно помню эту башню.Еще на острове рос кедр и мы с удовольствием по нему лазили и собирали шишки.А вот от усадьбы в память врезался один только фрагмент оштукатуреной стены с какими то росписями и прекрасная винтовая лестница в углу вроде из бетона или камня.Да,пионерлагерь был от треста желдорресторанов..отличный лагерь я вам скажу.Мы ходили в походы(довольно длинные для мальчишек и девчонок)по побережью,где было много интересного.

21. 2021-09-19 23:55:46 Лариса ()
Усадьба Эмиля Буттенгоффа о.Верхолаз.https://auction.ru/offer/russkaja_finljandija_korkeasaari_pochta_nikolaevskaja_zh_d_st_okulovka_novgorod_gub_imenie_puzyreva-i48534659068433.html

22. 2021-09-20 10:32:25 Александр ()
Лариса, спасибо большое. Добавлю сюда чуть позже изображение усадьбы Эмиля Буттенгоффа с этой открытки.





Содержание

 

Фортификация

Карельский укрепрайон (КаУР)

Форт Ино

Крепость Выборг

Линия Маннергейма, Зимняя война, Великая Отечественная война

Финская береговая оборона

Линия VT

 

Маршруты

Пешком по Карельскому

 

Достопримечательности и знаменитости

Выборг и его окрестности, острова Выборгского залива

Зеленогорск/Терийоки, Курортный район Санкт-Петербурга, Карельский перешеек

 

Карты

 

Малоизвестные факты и проекты

 

Заграница

 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.