Что было до "Золотых драконов"?

Газета "Сестрорецкие берега" N16(45) 29 апреля-5 мая 2006

Так вышло, что поставка в наш край новых китайских автобусов "Золотой дракон" случайно совпала с двумя юбилеями, связанными как раз с историей ввода регулярных автобусных маршрутов. А именно - 65 лет назад, 22 апреля 1941 года (ровно за два месяца до начала Великой Отечественной войны), между городами Курортной городской зоны Ленинграда был открыт автобусный маршрут N1 "Сестрорецк - Териоки" (напомним, Териоки с 1948 года - Зеленогорск), а за 15 лет до этого, 1 сентября 1926 года (то есть уже целых 80 лет назад, подумать только!), - первый в Ленинграде автобусный маршрут, который стал этаким "первопроходцем" постоянного автобусного движения в сторону ближайших пригородов и назывался "Ленинград - Курорт (Сестрорецкий)". Только в 1930-х годах аналогичные автобусы пошли также в Детское Село (с 1937 года - Пушкин) и Стрельну.

Районные маршруты.

Автобусное сообщение После войны, в конце 1945 - начале 1946 года, автобусное движение в районе стало активно восстанавливаться. Уже в 1947-1948 годах появляется разветвленная сеть маршрутов - в Сестрорецке, Зеленогорске и "транзитные" из Ленинграда.

Нынешний 211-й - это маршрут, с относительно недавнего времени "объединенный" из двух основных в районе автобусных маршрутов - того самого N1 "Сестрорецк - Териоки" и введенного в послевоенные годы N111 (до 1959 г- 11).

Номера маршрутов неоднократно менялись. Автобус N1, шедший от Курорта до Вокзальной площади в Зеленогорске, впоследствии эволюционировал в N112 (с 1947 по 1964-1965 год), затем в N412 (просуществовал ровно 30 лет), а с 1994 по 2004 годы - в N312.

Маршрут N111 в 1963 году был перенумерован в N411 и просуществовал в этом качестве на протяжении 40 лет. Следовал он как сегодняшний 211-й, но с поправками: сначала маршрут пролегал от Манежной площади, в 1980-х гг он ходил от м. Петроградская, а с 1992-1993 гг был перенесен к ул Белоостровской, до 2004-го автобус проезжал в Сестрорецке от Приморского шоссе вместо улицы Токарева по улице Мосина.

Кстати, до конца 60-х годов прошлого века курсировал действовавший только в летний период маршрут N112-а (с 1964 года - N412-а) - от Зеленогорска до Солнечного.

Автобус N306 ("перенумерованный" с 1994 года с четырехсотого деления), следующий от Курорта до пансионата "Дюны", - под таким же точно номером круглогодично до начала 1990-х курсировал внутри поселка Репино от вокзала до Музея-усадьбы Ильи Репина "Пенаты" (находящаяся поблизости закругленной формы автостоянка - бывшее кольцо 306-го автобуса).

Самым протяженным "внутрирайонным" маршрутом (просуществовавшим до начала 90-х) был N455: от Сестрорецка до "крайней точки" - поселка Смолячково (пансионата "Восток-6") - 40 км. А вот прямой автобус от Сестрорецка до Кронштадта, введенный чуть больше полугода назад, появился впервые.

Из истории петербургского автобуса.

Автобусное сообщение Начало автобусного движения в Санкт-Петербурге было организовано частным предпринимателем Б.А. Ивановым, получившим от Городской думы специальное разрешение в сентябре 1907 года. Курсировали они от Дворцовой площади до Витебского и Балтийского вокзалов. В разные годы работало от 8 до 14 машин отечественного производства и иномарки с разными типами кузовов - одно- и двухэтажные, закрытые и открытые. Выхлопные газы выводились через трубу вверх (как у современных большегрузных грузовиков). Двигатели не отличались большой мощностью: переполненный автобус не в состоянии был преодолеть даже небольшого подъема на мост. В таких случаях пассажиры выходили из машины и, только миновав мост, снова садились. К новому виду городского общественного транспорта отнеслись с большой осторожностью, ограничив максимальную скорость движения автобусов 15-ю верстами в час (1 русская верста - 1,25 км).

Любопытно, что автобусное движение не выдержало конкуренции с набиравшим тогда популярность электрическим трамваем (были и неэлектрические "трамваи" на коннойтяге - конки, и даже омнибусы - прообраз современной маршрутки - безрельсовая многоместная карета на конной тяге). К 1913 году в Петербурге автобусов уже не было. Они снова появились в городе на Неве только в середине 1920-х и утвердились уже навсегда (не считая вынужденного перерыва на 900 страшных дней блокады).

В 1930-х годах по Международному (ныне Московскому) проспекту курсировал первый отечественный автобус-"длинномер" ЯА-2 Ярославского автозавода. Машина была трехосной, вмещала 100 пассажиров, имела длину больше 10 метров и мощный по тем временам дизельный двигатель в 120 лошадиных сил. Из-за своих внушительных габаритов автобус ЯА-2 мог ездить только по широким и протяженным, с минимумом поворотов-разворотов, городским магистралям, но доподлинно известно, что эти автобусы не работали на линиях Курортного района (но работали на маршрутах Ленинград-Агалатово и Ленинград-Петергоф). Первый автобус-"гармошка" появился на ленинградских улицах в декабре 1963 года - машина марки ЛиАЗ-53676 была полностью отечественного производства и вмещала 125 человек.

Евгений НИФАШЕВ,
краевед-"транспортник"
Фото из собрания автора,
включая архивные из ЦГАКФФД СПб


/Сестрорецкие берега N16(45) 29 апреля-5 мая 2006/
Публикация для сайта подготовлена Дмитрием Шелеховым.
Уточнения Эдуарда Лотоцкого от 08.11.2006.


 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.