Статьи

Содержание

О. С. Смирнова. Казанская церковь в Ярвенпяя. (09.04.2015)

Город Ярвенпяя находится в 40 км к северу от столицы Финляндии. В середине ХХ в. он являлся вторым после Хельсинки по числу русских эмигрантов. Дороги войны привели сюда и беженцев из Териок. В Ярвенпяя был официально зарегистрирован приход Казанской церкви во главе с о. Михаилом Орфинским и диаконом Антонием Быстреевским. Прежний сплоченный териокский хор возобновился и на новом месте.

Для богослужений приходилось арендовать дешевые полуподвальные помещения. Так, часто служили в спортивном зале местной школы. Председатель Культурно-Демократического Союза (РКДС) Кирилл Глушков вспоминал характерную деталь – школьное начальство было недовольно тем, что запах ладана остается в помещениях, поэтому о. Михаил Орфинский вынужден был «кадить» пустой кадильницей.

Становилось все очевиднее, что приход нуждается в своем собственном доме. Тогда старожил Териок – учительница Валентина Николаевна Абрамовская начала сбор средств на его постройку. В трудных послевоенных условиях нашлись и доброхотные жертвователи, и рабочие руки.

Храм перестроили из обыкновенного барака. Престол, иконостас, аналои сооружались из самых дешевых материалов – остатков и обрезков фанеры-переклейки.

Над художественным оформлением деревянного храма работал известный художник Н.И. Блинов, один из учредителей Общества русских художников в Финляндии.

Николай Иосифович до революции четверть века преподавал в петербургском Высшем Художественном Промышленном училище. После закрытия границы остался на своей даче в Куоккале, разделил со своими соотечественниками все тяготы эмигрантского существования. Зарабатывая на жизнь портретами, пейзажами и уроками в Келломякском Совместном Реальном училище, он кроме того состоял в правлении Общества для благоустройства Куоккала и являлся районным уполномоченным Общества Красного Креста. Видимо, многолетнее радение об обитателях прибрежных поселков Карельского перешейка и близкое с ними знакомство привели Н.И. Блинова в Ярвенпяя.

В то время мастеру было уже к 80-ти. С несколькими помощниками он создавал престол и всю поверхность иконостаса в академической манере, а также написал иконы для Царских Врат.

Н.О. Блинов. «Архангел Гавриил». Фрагмент Царских врат

Н.О. Блинов. «Благовещение». Фрагмент Царских врат

Н.О. Блинов. «Евангелисты». Фрагмент Царских врат

Н.О. Блинов. «Евангелисты». Фрагмент Царских врат

Вся храмовая утварь выполнена заботливыми руками самих прихожан. Дамы шили пелены, покрова и даже некоторые облачения. И хотя выстроенный вскладчину храм был примитивен, удалось достичь главного – наладить регулярную богослужебную жизнь, которая продолжалась в его стенах три десятилетия.

Многие из первого поколения русских эмигрантов за это время отошли в вечность. Настоятель храма о. Михаил Орфинский скончался на юлианское Успение 28 августа 1947 г. Диакон Антоний Быстреевский умер в Ярвенпяя 6 августа 1952 г. Оба они покоятся на Ильинском кладбище в Хельсинки. Могила диакона вблизи могилы отпрыска купеческого рода Дурдиных – основателей Казанского храма в Териоках.

Долгое время псаломщиком и певчим в деревянной Казанской церкви служил Илья Васильевич Репин – племянник великого И. Е. Репина, бывший белый офицер. В своей мастерской в Ярвенпяя он работал над созданием иконостаса Ильинкой кладбищенской церкви в Хельсинки. Чтобы обсудить будущий иконостас, к нему приезжал архитектора И.Н. Кудрявцев, который через четверть века выступит создателем нового храма в Ярвенпяя.

Время неумолимо уничтожало и саму деревянную церковь. Приход нуждался в новом каменном здании. Да и владельцы участка, на котором стоял храм, стали требовать возвращения своего имущества.

Надо сказать, что несмотря на то, что в 22-тысячном Ярвенпяя православных насчитывалось только четыреста человек, местные власти горячо содействовали строительству храма. Они выделили желаемый участок на пересечении улиц Картанонтие и Каскитие, у городского парка. Предполагалось, что новый храм унаследует прежний иконостас и, исходя из этого, была определена ширина будущей постройки. Одновременно заказчики храма сознавали, что число прихожан будет уменьшаться...

10 ноября 1976 г. объявили архитектурный конкурс, однако он не принес желаемых результатов. Тогда свой проект предложил прославленный зодчий, автор многих культовых построек Финляндии, Н.И. Кудрявцев.

Сначала его проект рассмотрел инженер-лицензиат технических наук И. Митронен и назвал «красивым», потом он был одобрен Министерством Народного Просвещения, а 5 июля 1978 г. утвержден Церковным Управлением г. Куопио.

За то долгое время, что потребовалось для прохождения всех административных инстанций, были произведены окончательные подсчеты и проработаны все детали. Так, архитектор Кудрявцев настоял на удлинении основного объема здания, т.к. в нем предполагалось совершать отпевания, а такого типа храмы не могут быть короткими. Был запроектирован полуподземный этаж с залом для приходских собраний, детских кружков и т.д. Кроме того, решили отказаться от идеи строительства на храмовой территории домов для причта в пользу покупки квартир в соседних многоэтажных домах.

Наконец, 6 июля 1979 г. строительная инспекция Ярвенпяя выдала разрешение на работы по возведению храма. Для координации действий была создана строительная комиссия под председательством священника с русскими корнями Арви Карпова, автора двух популярных в Финляндии книг о предвоенном Валааме и эвакуации монастыря.

8 декабря 1979 г. митрополит Хельсинкский Иоанн (Ринне) с причтом Гельсингфорского Православного Прихода освятил закладку храма. Строительный сезон пришелся на зиму и весну, и уже к середине лета 1980 г. здание было окончено. Прежний иконостас оказался слишком ветхим и непригодным для нового храма. Удалось восстановить только Царские Врата и закрепить их в новом иконостасе.

Архитектор Кудрявцев разработал образцы орнамента для престола и деталей храмового интерьера, по примеру первого храма. Мастера удалось найти не сразу. Им стал молодой художник Юрий Митрошин.

Как и тридцать лет назад, прихожане снова взялись за изготовление внутрицерковной утвари. Среди них были опытные столяра, которые выполнили работы по расценкам, близким к себестоимости. Нашлись и искусные вышивальщицы, создававшие богослужебный текстиль, как когда-то их матери для первого храма. Архитектор Кудрявцев в своих записках, посвященных строительству храма, вспоминает одну семью, три поколения которой принадлежали приходу Казанской церкви. Большое участие в строительстве принимал глава этой семьи, хотя сам был лютеранин.

Из Греции выписали большое паникадило, сделанное по типу древних византийских с маслеными лампадами. Отлили четыре колокола. Временно из кладбищенской церкви позаимствовали крест, который позже был заменен новым, изготовленным на средства благотворителей, пожелавших остаться неизвестными.

Под звон колоколов торжественным крестным ходом прихожане переносили свои святыни из старого храма в новый. Этот день запомнился как большой праздник.

Казанская церковь в Ярвенпяя. Март 2015 г.

Казанская церковь в Ярвенпяя. Интерьер

18 октября 1980 г. в храме состоялось первое богослужение – всенощное бдение. Утром следующего дня, 19 октября, митрополит Хельсинкский Иоанн (Ринне) с причтом Гельсингфорского Православного Прихода совершил освящение нового храма и первую Божественную Литургию. В числе почетных гостей на торжествах присутствовали архиепископ всей Финляндии и Карелии Павел (Олмари) – выдающийся деятель Финской Православной Церкви, министр народного просвещения П. Стенбек с супругой, и городские власти.

Белый трехконхий храм своими размерами напоминает домашние храмы русский царей. В его интерьере удивительным образом переплелись художественные тенденции культового искусства Финляндии ХХ в.

Здесь много старинных русский икон. Самые древние располагаются на почетных местах – на аналоях у солеи. Две иконы – прекрасно написанный Казанский образ Божией Матери и икона свт. Николая Чудотворца сюда попали из Териок. Трогательны и проникновенны два старинных Владимирских образа Божией Матери под тяжелыми окладами. Один был выполнен в 1762 г. по обету некой капитанши.

Казанская икона Божией Матери из Териок

Икона свт. Николая Чудоворца из Териок

Владимирская икона Божией Матери. 1762 г.

Владимирская икона Божией Матери

На солее, слева от иконостаса, находится еще одна териокская святыня – образ Божией Матери, именуемый «Всех скорбящих Радость». Он является примером высококачественного миниатюрного письма на иконе относительно большого размера. Икона имеет серебряный оклад, закрывающий ее почти полностью.

На южной стене храма находится очень талантливо исполненная Владимирская икона Божией Матери. Надпись на окладе гласит, что она создана иждивением Марии и Петра Пугачевых о здравии воинов Владимира и Петра в 1916 г., т.е. в разгар Первой Мировой войны.

Иконы Царских Врат прежней церкви, написанные Н.О. Блиновым, отличались по тональности от других икон иконостаса и, по инициативе членов кружка иконописи при Гельсингфорском Православном Приходе, были заменены. Однако изыскали возможность некоторые иконы известного художника оставить в храме. Их вмонтировали в аналои-шкапы, в которых хранят ноты.

Кружок иконописи при Гельсингфорском Православном Приходе составляли православные молодые люди, родившиеся в Финляндии, либо заставшие Россию только в раннем детстве. Тем не менее, они приложили все усилия, чтобы вобрать в свое творчество лучшие русские иконописные традиции: изучали имеющиеся в Финляндии памятники, выезжали в Новгород, Москву, Владимир, Ростов, Ярославль, работали в реставрационной мастерской при Русском музее в Ленинграде и в Париже под руководством профессора Л.А. Успенского. Так в лютеранской стране появилась целая плеяда талантливых православных иконописцев.

В Ярвенпяя члены кружка работали безвозмездно под руководством Е. Никканен. Помимо иконостаса, они также выполнили иконы для левой конхи храма, где размещена плащаница.

В Казанской церкви также хранится вещественная память о двух обителях, ушедших из России и нашедших приют в Финляндии – оклады Валаамского монастыря и хоругви Старой Линтулы. Два больших серебряных оклада Ново-Валаамский монастырь передал в дар строящемуся храму. Специально по их размерам знаменитый иконописец из Японии Петрос Сасаки написал запрестольный и храмовый образы.

Владимирская икона Божией Матери (на южной стене храма). 1916 г.

Казанская икона Божией Матери, автор Петрос Сасаки

Казанская церковь в Ярвенпяя. Роспись притвора.

Роспись стен была выполнена после освящения и является первым в Финляндии опытом применения энкаустической живописи. Эта древнейшая техника характеризуется долговечностью красок, не тускнеющих с годами.

Инициатором создания храмовой росписи в такой технике выступил Юрий Митрошин. Приходской Совет поначалу отнесся к поступившему предложению негативно, но художника поддержали председатель строительной комиссии Арви Карпов и архитектор Н.И. Кудрявцев. В итоге Юрию Митрошину разрешено было расписать притвор храма по его замыслу. Художнику удалось реконструировать древний метод. Краску получал смешивая пигмент, пчелиный воск, даммарную смолу и льняное масло. Расплавленные краски наносил на разогретое основание, а расписанный участок работы выжигал паяльной лампой, что позволяло максимально сплавить красочные слои между собой и с грунтом в монолитную массу, а также усиливало живописный эффект.

Выполненная Юрием Митрошиным работа получила высокую оценку специалистов. Композиция и прорисовка фигур сравнивались со стилем русской храмовой росписи домонгольского периода. Роспись в технике энкаустики стала знаковым событием в культурной жизни Финляндии и вызвала большой интерес в художественных кругах страны.

/ ©  О. С. Смирнова. Фото автора. Публикация terijoki.spb.ru, 10.04.2013 г. /

 

 

Добавьте Ваш комментарий :

Ваше имя:  (обязательно)

E-mail  :  (не обязательно)





 


© terijoki.spb.ru | terijoki.org 2000-2024 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.