History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum Russian version translate to:

Tolvanen group on Karelian neck in June 1941.

В 1941 г. на Карельском перешейке, спорной территории, действовали и русские и финны, поэтому русское население не особенно удивлялось встрече с финнами. Отношения были дружелюбными, но о встречах, по-видимому, могли сообщить «куда следует».

Финляндия объявила войну СССР 26 июня 1941 г. Регулярные войска не переходили границ до 21 августа. Но перед наступлением на Карельский перешеек высылались разведывательные группы. Одной из них была диверсионно-разведывательная группа Ильмари Толванена. С 1.07 по 19.07.1941 г. Она прошла от пограничного Нуйамаан-ярви до района Кивеннапы (Первомайское), где 7-14 июля действовала в треугольнике Перкъярви (Кирилловское), Мустайоки (Горьковское), Кирккоярви (оз.Правдинское) и потом вернулась обратно.

Недавно в Финляндии опубликована история группы Толванена на 300 с., по которой составлена эта статья на 3 с. Путь группы прослежен по картам из Российской национальной библиотеки, в том числе рассекреченной финской 500-метровке. Но группа пользовалась более детальной картой, отсутствующей в открытом доступе. Ещё примечание: при указании отсутствующих на карте объектов выражения вроде «С.-В. с.» расшифровываются как «северо-восточнее селения», и аналогично.

Группа была составлена в основном из бывших жителей Карельского перешейка.

Состав группы Толванена

Имя, фамилия

Годы жизни

Воинское звание

Место рождения

Ильмари Толванен

1915-1941

сержант (команд.)

Рантакюля, вол.Кивеннапа

Тойво Паавилайнен

1918-1941

ефрейтор («fenrik»)

Хельсинки

Маури Кярпянен

1915-2001

сержант

Савитайпале, вол. Лаппи

Муйсто Лассила

1920-2012

мл. сержант связи

Выборг

Антти Пόрвали

1905-1980

фельдфебель («vaapeli»)

Куоккала, вол.Терийоки

Юхо Хонканен

1909-1941

мл. сержант

Белоостров

Арво Пикканен

1912-1973

сержант

Кююрёля, вол.Муола

Еуген Вист

1920-1944

мл. сержант

Кайпиала, вол.Уусикиркко

Из них Кярпянен, Порвали и Хонканен родились или служили в Терийоки; Толванен, Хонканен и Пикканен пришли в армию из шюцкора. Хонканен, Пикканен и Порвали с детства были знакомы с русским языком, но свободно владел им лишь Вист.

В снаряжение группы входили: пистолеты (Толванен, Лассила), автоматические пистолеты (Кярпянен, Паавилайнен, Пикканен, Порвали, Вист) и по 550 патронов каждому, автоматическая винтовка (Хонканен), тол, бикфордов шнур, запалы, запалы замедленного действия, щипцы для запалов, электрозапалы и батареи, авиасигнальное полотнище, питание на 6 суток каждому.

Центр связи находился в дер. Иития волости Лаппи и обслуживался 5-ю лоттами связи. Радиограммы передавалась азбукой Морзе. Для «ближней сигнализации» пользовались криком черного дрозда (Turdus merula).

Отправились из дер. Мюря ( 4 км. В. Нуйамаан-ярви) 1.7.1941 г.


Группа в начале маршрута. Сзади справа: Маури Кярпянен, Юхо Хонканен, Тойво Паавилайнен, Еуген Вист, Ильмари Толванен и Антти Порвали [отрезан]; впереди Арво Пикканен и Муйсто Лассила

2.7.1941 г. заложен и 3.7.1941 г. взорвался заряд (с крушением паровоза и 2 вагонов) на участке ж.д. Тали (Пальцево)–Карисальми (Гвардейское) и ещё один в 3 км. от первого. Затем на юго-восток, обойдя сел.Лююкюля (Озёрное), пересекли железнодорожную линию с заржавевшими рельсами на Ристисеппяля (Житково), и, миновав Кямярянярви (оз.Гавриловское), направляются на юг к Лейпясуо, где были около 4.7.1941 г.

По пути зашли в лесной домик, где жила пожилая чета, от которой узнали, что в Кямяря (Гаврилово) и вблизи железной дороги много военных. Поэтому ушли в лес, около 2 км на север от ст. Лейпясуо, потом пошли на Хотакка (Стрельцово). На шоссе, 4.7.1941 г. хотели захватить автомобиль военных (трогать гражданских – военное преступление!) Однако появился русский патруль, и решили отказаться от захвата.

От Хотакка (Стрельцово) прошли между Муолаанярви (Глубокое) и Яюряпяянярви (Бол.Раковое) вдоль дороги на Кивеннапу; по дороге шли на Выборг 18 машин с боеприпасами и танк, в Кивеннапу же шли грузовики, броневик и телега со скарбом эвакуируемых. Свернули направо, отдыхали в лесу, продолжили путь к вечеру.

В Кююрёля) остановились у северного конца Юксъярви (Вишневское). Пикканен пошел посмотреть окраину родного села. Некий весёлый мужчина посоветовал записать, что вырыты траншеи, а на поле 65 коров. Он спросил, знакомы ли ему эти места. Пикканен ответил: «Тут был мой дом; вернёмся – придётся новый строить». Продолжили путь вдоль Юксъярви (Вишневское) – селение Юксъярви (Вишневское). было сожжено, торчали печи и трубы. Был лишь один большой дом. Вот из двери высыпали во двор люди в коричневом. Они построились в 4 ряда и замаршировали в сторону группы. Группа бросилась к лесу – за 15 минут пробежали более 2 км!

Вскоре были в Ретукюля (было у Ю. конца Юксъярви) там ночевали 4.-5.7.1941 г. Затем Толванен повёл группу на Хярькя-йоки, потом в Кархула (с.Волочаевское); в тот же день были там.

У Вуотъярви (оз. Волочаевское) в с. Кархула (с.Волочаевское) из дома вышел мужчина, поздоровался: «Здравствуйте» - ответили столь же вежливо, кто как умел. Тот спросил ещё: «Красноармейцы?» - Вист ответил на непринуждённом русском: «Конечно, да, красноармеец…» Во многих домах люди занимались своими делами: было 8 утра российского времени. Бодро прошли вдоль дороги к Куконмяки (Черниговское), которое обошли по тропинке в лес, к месту детских купаний Толванена, Лампси-л[ампи] (указано на 500-метровке), чтобы отдохнуть и обдумать дальнейший путь.

Вернулись к идее захватить автомобиль, лучшим местом для чего представилось низина ручья Сулаоя, 1,5-3,0 км севернее Котселькя (Солодово) в 2-3,5 км. на юг от Лампси-лампи. В ночь 6-7.7.1941 г. подошли к пересечению Сулаоя с шоссе Выборг- Ленинград, куда шло большинство машин – эвакуировались штатские и их вещи. Опять решили захватить машину. Подняв руку, Вист остановил подходящую машину, изображая проверку документов. Те заметили финские шапки и гимнастёрки. Подходили и другие машины. Началась стрельба. Отошли в лес, собрались в 200 м от шоссе и продолжили путь к Онкомаярви (5 км. З. от Первомайское), ставшее их базой, где отдыхали, загорали и купались. Провизии осталось мало, поэтому глушили рыбу гранатами.

7.7.1941 отправили телеграмму № 6 о стычке у Сулаоя. Затем Толванен, Лассила, Хонканен, Пикканен и Вист 7.7.1941 г. пошли к железнодорожной линии Мустамяки–Райвола (Горьковское–Рощино). Линия была минирована, 8.7 произошел взрыв, с крушением поезда.

8.7.1941 по радио просили сбросить пополнение на Виирусисуо в ночь 8-9.7.1941 г. и Хонканен, Лассила и Порвали пошли принимать его (если будет), Пикканен и Кярпянен пошли в ближайшее селение Конту (3 км ЮЗ Кивенннапы-Первомайского) за продовольствием, где украли 3-х кур и надоили молока.

Сброшено и получено 17 наименований – продуктовые наборы, консервы, сахар, хлеб (в нём инструкция), сигареты, патроны, батареи и др., даже «Коктейль Молотова» (не зажигательная смесь, а вино).


Группа в Онкамо-ярви. Сидит Арво Пиканен, стоят справа Антти Порвали, Маури Кярпянен, Ильмари Толванен Еуген Вист, Юхо Хогканен, Тойво Паавилайнен и Муйсто Лассила

Вечером был «театр»: наблюдали, как в 50 м. от них русские старик и старуха ловили рыбу, перегородив ручей сетью.

9.7.1941 г. отправлены предыдущие, 4, 5, и 6 радиограммы, не принятые из-за помех и содержавшие наблюдения в Кямяря (где стояли войска), шуме и стрельбе в Каттиланоя (было 3 км к С.-В. от Лейпясуо) и Хотакка (Стрельцово, наполовину эвакуированном), о новой линии электропередач, параллельной прежней, о шуме на аэродроме Суулаярви.

9.7.1941 г. Порвали, Кярпянен и Паавилайнен ходили повторно минировать железную дорогу (этот плохо замаскированный 10.7 заряд, 11.7.1941 г., был обнаружен и изъят). Потом ходили обследовать западный и южный берег Суула-ярви (Нахимовское).

Толванен, Вист, Пикканен, Лассила и Хонканен вернулись осмотреть место стычки у Суланоя (Первомайское) – там было много автомашин и солдат с винтовками. Потом пошли к Рантакюля (Черняевское), к Вяярямяки (было 2 км З.С.З. Вуотярви (Волочаевское)): по шоссе шли машины – в Выборг пустые, в Ленинград с грузом . Потом пошли к Сюкъярви) и обошли Суулаярви (Нахимовское) с востока и севера. Встретились на оз.Сюкъярви (3 км Ю.-В. ст.Перкъярви) утром 12.7.1941 г.

12.7.1941 г. отдыхали, готовились к возвращению и пошли мимо Перкъярви. Но их заметили; пришлось скрыться в лесу и вернуться к Сюкъярви. Решили вернуться в волость Кивеннапа: вдали от железной дороги было явно безопаснее.

13.7.1941 г. Просили сбросить пополнение в Куконмяки (Черниговское ).

14.7.1941г. Самолёт появлялся, но контейнер с грузовым парашютом не вышел из люка.

Ночевали у Рантакюля (Черниговка); 15.7.1941 г. Толванен захотел посмотреть родное селение, и достать еды – Толванен и Вист пошли в селение. В одном доме дали воды и показали дом, где можно достать молока. Дом был бедным – осенью заболела единственная корова. Женщина попросила обождать и ушла; собрались любопытные, особенно мальчишки; поговорили о хлебе и о политике в шуточном тоне; мальчики интересовались автоматами, но говорили только о хлебе; одежда русских была хуже среднего. Женщина принесла литр молока и толстую ковригу хлеба. На вопрос, где достать ещё еды, женщина сказала, как пройти к магазину: там есть масло, шоколад, сладости и печенье, но всё дорого. Вечером вернулись в лагерь.

Решили ограбить магазин в Рантакюля, но попали под обстрел охраны; Хонканен был убит. Отошли на С-З в сторону Кююрёля (Красносельское). По шоссе ехали телеги с пожитками гражданских. Самочуствие было уже неважное. Прошли между Муолан-ярви (Глубокое) и Яюринпяян-ярви (Раковое ). Шли по камышам Яюрянпяя – медленнее, но скрытно.

16.7.1941 Просили сбросить питание восточнее Кямярян-ярви (Гавриловское) – «иначе не дойдём». Сбросили, контейнер попал на камень, часть товара разлетелась. Получили сыр, какао, шоколад, хлеб; в нём была инструкция по возвращению (вблизи Кяркиярви, к западу от Нуйямаан-ярви), и указание ещё раз минировать железную дорогу. Инструкция не была получена, поэтому возвращались прежним путём, к дер. Мюря, что вызвало осложнения.

Отощавшие, грязные и обросшие, они напоминали скорее шайку разбойников, чем отряд военных. Главным было вернуться живыми; усталость усиливала вероятность ошибки.

Толванен вёл группу прежним, знакомым путём. Пересекли шоссе Лююкюля (Озёрное)-Хейнйоки (Вещево) прошел грузовик с солдатами; если прежде они сидели беззаботно, то теперь пятеро, с ружьями наготове, просматривали лес. Переходили Няятялян-ярви, внимательно просматривая противоположный берег.

Подошли к железной дороге Выборг–Карисальми (Гвардейское) вблизи места прошлой диверсии; на этот раз дорога хорошо охранялась, и от повторного минирования отказались.

Прошли вдоль железной дороги, на которой патрульные внимательно вглядывались в лес – группа часа два лежала неподвижно, прежде чем удалось перебежать через линию.

Хватились – нет Порвали; потом пришел – после переправы, уснул на берегу, дожидаясь прочих; уже миновав Суур-Хеполампи (на карте нет), он вышел на след группы.

Через 5 км пришли к шоссе Ихантала –Кайпола (были С.-З. ст. Гвардейское).

18.7.1941 г. прошли шоссе на Ахвола (было в 1 км С. с.Михайловка )-Килпеенйоки (Комсомольское), где видели военного русского на велосипеде (единственный раз за всё время). Дорога Пихкаланярви (на карте нет) – Темола (Дозорово) охранялась; по дороге шли грузовики, поднимая пыль. Улучив момент, перебежали дорогу и скрылись в лесу – позвучал лишь один выстрел.

Теперь до дома оставалось менее 4 км. Подошли к пятирядному заграждению из колючей проволоки. Светало, места были знакомы Толванену. Рядом с дер. Темола встревожили охрану, в сумерках ушли севернее Сювяярви (на карте нет). Появлялось много препятствий, которых не было ранее. Ещё раз наткнулись на пулемётные гнёзда и «спотыкач» - низкое заграждение из колючей проволоки, преодолев которое вышли к своим.

При обратном переходе через линии русских погибли Толванен и Паавилайнен, так что вернулись только пятеро.

19.7.1941 г. они опять собрались в дер. Иития.

Источники:
1. Porvali, Mikko. Hyökkäyksen edellä: kaukopartio Kannaksella kesällä 1941.- Jyväskylä: Atena 2015 .-299 s. ISBN 978-952-300-176-3 .
2. Карта Карельского перешейка.-М.,1991 г.- М: 1:200 000 в 1см.-2 км.
3. Tiekartasto, Suomi-Finland.- Helsinki: Karttakeskus OY, 1966.- М: 1:200 000 в 1см.-2 км.
4. Wiipurin lääni , III: V, IV:V, III: W, IV:W .-Maanmittaushallituksen topografinen osasto.-1921.-Maanmittaushallituksen kivipaino, Helsinki, 1929 1:50 000, в 1см 500 м.

/ © Перевод и подготовка материала А. К. Молчанова, 08.03.2016 г. специально для сайта terijoki.spb.ru /


Последние комментарии:




History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.