История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум translate to:

Р. Хейккиля. Терийоки в культуре Карельского перешейка

Kaukomieli XIII: Wiipurilaisen osakunnan 330-vuotisjuhlajulkaisu:
kannakselaista kullturia; toim. Pia Seppänen, Pekka Salo ja Lauri Saxén.-
Vammala 1983.-Ss.61-73//Ritva Heikkilä Terijoki Kannaksen kultturissa.

Каукомиели XIII: публикация 330-летия Выборгского землячества:
Культура Карельского перешейка; ред. Пиа Сеппянен,Пекка Сало
И Лаури Саксéн, Ваммала, 1983.-Сс. 61-73//Хейккиля, Ритва.
«Терийоки в культуре Карельского перешейка».
Ритва Хейккиля

Кандидат филологии Ритва Хейккиля род. В 1920 г. в Терийоки, после Общего лицея поступила в университет, который окончила в 1950 г. кандидатом филологии. Заключительное обучение проходила в Германии, Англии и США. В 1949-1952 гг. была секретарём редакции художественного журнала «Кува», а с 1952 г. была драматургом и генеральным секретарём национального театра Финляндии. Доклады о финской культуре и театре, в частности, в США, Швеции, Англии и Германии. Публикации: «Аку Корхонен, художник и человек», « Национальный театр Финляндии», «100 лет финского театра».

 

«Мостом» и «пограничьем» между двумя государствами, двумя мирами обычно называют Карельский перешеек. Финская «Магистраль» между Западом и Востоком было бы столь же верным названием этой территории, по которой шло движение в обе стороны в течение почти двух тысяч лет.

По Карельскому перешейку люди, как добровольно, так и принудительно, ездили из Финляндии на восток и на юг, и из России в Финляндию. Через Перешеек проходили войска из Шведо-Финляндии в Россию и наоборот. Когда-то они просто передвигались, когда-то встречали врага – смотря по тому, каков был окончательный результат войны, что, конечно, очень менялось. Но каждый раз селения Карельского перешейка наверняка уничтожали дотла, а их жителей убивали или уводили в плен или в рабство, если им не удавалось сбежать в лес или дальше, на финскую сторону.

На этой «магистрали» Финляндии располагались шуточно названные «столицей Перешейка» Терийоки, которые вплоть до 1870-х гг. были такой же прибрежной деревней, как и прочие деревни на побережье Финского залива, но с той поры стали расти до прежде неожиданных размеров.

Поразительно быстрый рост Терийоки основывался на близости границы и железной дороги, которая, будучи проложена в 1870 г., доставила в Терийоки более, чем куда-либо на Карельском перешейке новых жителей, не только летних, но и постоянных. Терийоки с несколькими селениями предпочитались благодаря хорошему климату, красивой природе и обширным песчаным берегам.

 

ТЕРИЙОКИ СТАНОВЯТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ КУРОРТОМ

Проведение железной дороги Риихимяки-Петербург в 1870 г. стало началом нового этапа истории Карельского перешейка, и особенно окрестностей Терийоки.

Расположенный вблизи Петербурга юго-восточный угол Великого Княжества Финляндского с несколькими селениями и восхитительными песчаными берегами, как и прочее побережье Перешейка, заинтересовал горожан – жителей Петербурга и его пригородов. Южная часть Перешейка была признана идеальным местом для проведения лета.

Наиболее известным и международным курортом Терийоки были с конца 1880-х гг. до начала первой мировой войны. Во время этого 30-летия из императорского Петербурга приезжали десятки тысяч горожан, чтобы провести лето в Терийоки. Приезжали гости и из остальной Финляндии, а также из Европы.

Терийоки были модным местом, где за четверть века количество дач достигло 6000. Песчаное побережье сравнилось с наиболее известными побережьями Европы. Тёплый климат Перешейка также нравился летним жителям, которые отдавали должное пресной питьевой воде и пляжам с чистой водой.

В лучшие годы, как подсчитано, на территории Терийоки проживало 90000 – 100000 человек, из которых лишь 8000 были коренными жителями этих мест.

Перед первой мировой войной по блеску и элегантности курортной жизни Терийоки успешно конкурировали со многими крупными курортами мира.

 

ПОДЪЁМ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ПЕРЕШЕЙКА

На взрывной подъём уровня жизни жителей Перешейка решающее влияние имел рост количества отдыхающих.

Влияние новых, быстро растущих рыночных отношений особенно чувствовалось в Терийоки и соседних волостях, но также и в более отдалённых селениях Карельского перешейка.

Продукты земледельцев Перешейка – зерно, картофель, мясо, молоко, масло, овощи, садовые и лесные ягоды – прежде отвозились в Петербург, а теперь покупатели были на десятки километров ближе. Летние гости покупали эти продукты в почти неограниченных количествах. Постоянный спрос был также на продукты садоводства и на дрова.

Работа была всегда, как мужчинам, так и женщинам. Многие земледельцы подрабатывали извозчиками, столярами, каменщиками и прочими случайными работами. Женщины нужны были в десятках магазинах и домашних хозяйств. Чтобы строить дачи нанимали плотников и из других мест Финляндии.

Постоянно нужна была земля для строительства дач. Многие жители Перешейка продавали свои земли, многие предпочитали сдавать свою землю в аренду. Случалось, что землевладелец Перешейка продавал свою землю петербургскому спекулянту земельными участками. Тот делил купленную территорию на более мелкие участки для застройки и продавал их с многократной выгодой [прим.перев.: для этого надо знать и уметь многое, недоступное простому крестьянину].

Терийоки как место летнего отдыха были излюблены настолько, что после того, как кончались хорошие участки для застройки на берегу, даже вдалеке от побережья, посреди леса воздвигались дачи петербуржцев.

У лёгкого дохода были, естественно, всяческие последствия. Всё же на Перешейке были известны многие опасности, и с ними начинали бороться. Финский Перешеек сохранял свои финские черты.

 

СОБСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ПЕРЕШЕЙКА

Собственные культурные традиции Карельского перешейка во всех сферах жизни сохранялись из века в век, хотя годы жестоких войн и гонений, каждый раз продолжавшиеся годами, полностью уничтожали селения и посевы на обширных территориях.

Жители опять приходили в прежние селения или на их развалины. Дома возводились на прежний манер, заросшие было поля раскорчёвывались традиционными способами, и жизнь продолжалась.

Хотя войны и неурожаи ещё в 1700-х гг. усугубились созданием системы дарственных земель, которая продержалась до 1800-х гг. и подвергала жестокому испытанию терпение и жизненные силы населения Перешейка, удалось сохранить как своеобразные отличительные черты культуры, так и национальные традиции в строениях, предметах обихода, рукоделии, мужской и женской одежде. Как и в сохранявшемся из поколения в поколения устном фольклоре – эпосе, лирических отрывках, поговорках, заклинаниях, загадках и частушках.

Для народной поэзии жителей Перешейка характерен богатый юмор, светлая вера в будущее и в лучшие дни, хотя собственный опыт не давал ни малейшего повода для оптимизма. Естественно, немало таких рун, пословиц и песен, в которых жалуются на суровую судьбу и безрадостную тяжесть жизни, печали и страдания, но, как ни странно, жителю Перешейка даже в минуты отчаяния зачастую удаётся обретать надежду на лучшее будущее и стараться сохранять искры радости даже в печалях.

Те же отличительные черты обычно накладываются и на мировоззрение жителей Перешейка. Чаще всего приходилось выбирать между жизнью и смертью. Это из поколения в поколение упрощало способ думать и действовать. Жившая на Перешейке урождённая ингерманландка Ларин Параске – наиболее известная из многих рунопевцев Перешейка. Собранные во внутренних волостях Перешейка руны, пословицы, загадки, заклинания и лирические песни являются доказательствами творческой одарённости жителей перешейка.

 

ВДОХНОВИТЕЛЬ ТЕРИЙОКИ И ПЕРЕШЕЙКА МИККО УОТИНЕН

В те годы, когда наплыв иностранных летних гостей-иностранцев на побережье был особенно интенсивен, поэт Микко Уотинен как писатель, оратор и журналист неустанно боролся за финоязычную культуру.

Микко Уотинен родился в Терийоки в семье купца в 1885 г и умер там же в 1931 г. Его судьба очень напоминает судьбу любимого им Карельского перешейка. На его долю пришлось немало трудностей и неудач. Во многих своих замыслах и планах он добился успеха, как, может быть, никакой другой финн, в развитии культуры Терийоки и Перешейка.

Труд своей жизни Микко Уотинен выполнял, таким образом, как писатель и оратор. Он очаровывал уже своим внешним обликом – упругими движениями, оптимизмом поэта-романтика, в утончённых чертах лица которого привлекает внимание взгляд и высокий лоб, окаймлённый густыми вьющимися красноватыми (punertava, рыжеватыми?) волосами.

Писатель Микко Уотинен
Писатель Микко Уотинен

Темпераментный, пламенный идеалист и прирождённый оратор, которому «от Бога» достался красивый, сильный, выразительный голос и чувство юмора. Поскольку у него была ещё исключительно богатая личная харизма, можно понять силу его влияния.

Говорил ли Микко Уотинен в узком кругу или на большом празднике на открытом воздухе, он всегда завладевал вниманием и убеждал своих слушателей. О нем можно сказать, что его основной целью было заставить жителей Перешейка поверить в будущее и возможности родных мест и Отечества в годы, когда душа была приземлённой, настроение подавленным, и будущее казалось мрачным.

Речи Микко Уотинена, как и написанное им, были обычно практическими и ясными по теме; он не витал в облаках и не описывал нереальные цели. Он говорил, в частности, об создании школ, борьбе с пьянством, развитии сельского хозяйства. Его творчество составляет почти два десятка стихотворных сборников и несколько сборников выступлений и статей.

Микко Уотинен издавал несколько газет, в частности, «Карьяла (Карелия)», «Нуорисосеуралехти(газета молодёжного об-ва)», «Тюёмиехен илланвиетто (Проведение вечера рабочего человека)» а также газету «Аута итсеаси (Помоги себе сам)». В «Карьяла» он был литературным и художественным критиком. Свою газету «Карьяла» он редактировал в течение двух лет. Позднее за ними последовали «Каннаксен саномат (Известия Перешейка)» и затем «Каннаксен лехти (Газета Перешейка)».

 

МИККО УОТИНЕН ВОССТАВАЛ ПРОТИВ ЦАРИЗМА

Заявляя о программе своей газеты, Микко Уотинен заявлял о целях: «Наша программа будет посвящена горестям и радостям этого пограничья, исправлению его забот, его нужд. Небо на востоке мрачнеет, то и дело поступают угнетающие сообщения. От Карелии отламывают часть за частью. Наша газета не намерена быть единственным судьёй, она постарается быть разоблачителем вины тех, кто представляет национальную опасность. Наша газета постарается оживить любовь к матери-Финляндии.»

Когда Совет Министров России в 1910 г. решил осуществить давно готовившееся присоединение волостей Кивеннапа и Уусикиркко к России, Микко Уотинен делал всё возможное, чтобы поднять влиятельных граждан Перешейка и всей страны на то, чтобы на то, чтобы воспрепятствовать осуществлению этого.

Как только поступила эта печальная весть, он писал в газете «Карьяла»: «Ночь угрожает Карелии. Горькая весть поступила и мчится из селения в селение, из лачуги в лачугу. Её прекраснейшим, колоритнейшим общинам угрожает отделение соотечественников. Но погрузится ли в безнадёжность народ Карелии? Покорится ли он, подчинится ли он, ступив в вырытую ему могилу? Не покорится – с поднятой головой и настороженно будет стоять он в разражающейся буре. Пусть ночь угрожает Карелии. Надеясь на утро, бодрствует народ Карелии.»

Вся Финляндия единодушно чувствовала, что присоединение волостей Перешейка к царской России стало бы нарушением конституции Финляндии и предоставленных народу Финляндии прав. Весь карельский народ, поддерживаемый общественным мнением Финляндии, восстал против этого, Наиболее видным руководителем и знаменосцем этого стал 25-летний поэт Микко Уотинен.

В волостях, оказавшихся под угрозой стали готовить всенародную петицию императору. Микко Уотинен ходил из селения в селение, говоря о митинге протеста и собирая подписи. Осенью была готова декларация протеста, которую, не боясь опасности преследования, подписали почти 10000 жителей волостей Перешейка. Уполномоченный волостями Перешейка, Микко Уотинен оставил петицию в канцелярию генерал-губернатора для доставки императору.

Деятельность Микко Уотинена как писателя, оратора и общественного деятеля вызывала возмущение как русских, так и финских чиновников. Ведь Финляндия готова была уступить требуемые пограничные волости на присоединение к России. За свою деятельность Микко Уотинен был приговорён к заключению в «Крестах», откуда он вернулся в плохом состоянии здоровья, но духовно не сломленным и с любовью к Карельскому перешейку и с верой в будущее.

 

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ТЕРИЙОКИ

В те десятилетия, когда Терийоки были излюбленным международным курортом, инстранные отдыхающие приезжали туда из различных по языку и культуре территорий со своими традициями и привычками.

Большинство гостей прибывали из Петербурга, жители которого представляли все национальности Европы. Много отдыхающих приезжали также из Прибалтики и остальной Финляндии.

Жители Перешейка, в частности, Терийоки привыкли жить вместе с иностранцами со своими обычаями и языками.

При наплыве иностранцев на побережье, финн из сельскохозяйственных волостей внутренней части Перешейка традиционная финская сельская культура становилась важным фактором равновесия. Исконная финская традиция традиционно старых сельскохозяйственных волостей давала безошибочный ответ на бесконечные давления иностранных влияний.

В Терийоки слышался прежде всего русский язык, но также и французский, немецкий, шведский и английский, употребляясь в магазинах, на берегу и в ресторанах.

Жители прибрежного Перешейка, особенно Терийоки, были, таким образом, давно привыкли к «мирному сосуществованию» с иностранными культурными традициями. Также и в 1918-1939 гг. независимости Финляндии, в первые два десятилетия, то же мирное сосуществование продолжалось в Терийоки. Терпимость и приспособляемость, в лучшем случае гостеприимство и способность к сотрудничеству накладывала свой отпечаток на совместную жизнь терийокцев, в которой сосуществовали многие языковые группы мира и разные традиции.

 

РЕВОЛЮЦИЯ ИЗМЕНИЛА ВСЁ

После революции, с закрытием границы, созданный отдыхающими из-за границы роскошный, но искусственный блеск быстро пропадал. Летние фантазийные дворцы, как и непритязательные дачки, с окружающими их парками, садами, прудами и фонтанами, поскольку их владельцы более не возвращались, сразу стали обнаруживать признаки обветшания. Финское государство оказалось перед трудной задачей продать дачи и участки, владельцы которых пропали.

После революции взаимоотношения между различными группами населения в Терийоки полностью изменились: коренные жители стали теперь наибольшей группой. Утративших в революции всю свою собственность, обедневших эмигрантов в Терийоках начала 20-х гг. было ещё немало, но их количество быстро уменьшалось. Париж влёк к себе знавших языки эмигрантов, поскольку в Терийоки возможности благосостояния были весьма незначительны. Отправлялись за границу те, кто смог собрать денег на дорогу.

Огромные изменения испытывали также жители Терийоки и другие жители Перешейка. Чем ближе к Петрограду они жили, тем сильнее чувствовались изменения. Сразу по обретении Финляндией независимости надо было быстро решать множество более крупных, более спешных вопросов, касающихся всего государства, поэтому и в Терийоки, и в других местах Перешейка приходилось самостоятельно браться за решение своих проблем.

К счастью, в тех условиях на Перешейке была сильна культурная традиция, основанная на своём родном языке, и унаследованная от старшего поколения модель построения жизни. Во многом надо было начинать сначала.

В начальные годы независимости нашей страны количество отечественных приезжих, проводивших лето на Перешейке, быстро росло. Теперь гости приезжали в летний рай Терийоки с запада, прежде всего из Выборга и Хельсинки.

 

ТЕРПИМОСТЬ В ТЕРИЙОКИ ВРЕМЁН НЕЗАВИСИМОСТИ

С нормализацией условий после революции в России и освободительной [гражданской] войны большая часть терийокских иностранцев окончательно уехала с Перешейка. Всё же говоривших на иных языках, представлявших различные народы и церковные приходы в Терийоках оставалось так много, что эта местность даже во времена независимости по составу населения очень отличалась от обычного финского общества.

В Терийоки действовали [евангелическо-]лютеранский, греко-католический [православный], римско-католический и мусульманский приходы. У каждого прихода была своя церковь. В этой местности были представлены и многие другие религиозные группы. Хотя население Карельского перешейка в подавляющем большинстве принадлежали к евангелическо-лютеранской церкви, во время между войнами раздоров между различными приходами не было.

Наряду с финскими народными школами и финской средней школой действовали русская начальная школа и русский лицей. В Терийоки вплоть до общей эвакуации говорили на нескольких языках.

Действительно, в Терийоки, как известно, всегда стремились к терпимости. На Перешейке в течение веков видели так много всякого, что не находили странными и не пытались изменить чужестранцев, а принимали их такими, какими они прибывали в эту местность. Суровые испытания научили также тому, что при сотрудничестве и взаимном уважении в данной местности можно более успешно развивать её, чем при обострении раздоров.

 

НОВЫЙ ПОДЪЁМ В ЖИЗНИ КУРОРТА

В Терийоки с начала 1920-х гг. стала развиваться курортная жизнь в надежде, что морской курорт по-прежнему доставит в эту местность [отдыхающих] летних гостей и, таким образом, доходы жителям Перешейка.

В Терийоки сразу отметили, что берег Финского залива столь же прекрасен, как и прежде, хотя ни дохода от богатых иностранных отдыхающих, ни создаваемого ими блеска уже нет.

Отмечено также, что с исчезновением перенаселённости песчаных берегов, красота природы этой местности и её исконное, неподдельное, обаяние более прежнего вступили в свои права. На чудотворно исцеляющем песчаном берегу предлагались также тишина и мир нуждающимся в них.

Казино Терийокского морского курорта
Казино Терийокского морского курорта

Всем на удивление финская курортная жизнь развилась быстро, за несколько лет. Были выкуплены и приведены в порядок дачи. Стали прибывать летние гости из остальной Финляндии. Год от года количество отпускников росло, и художники особенно восхищались пейзажами и стилем жизни в Терийоки. Десятки пансионатов предоставляли рабочие места и заработок жителям Перешейка. Морской курорт Терийоки особенно рекомендуется «выздоравливающим и желающим отдохнуть людям».

За несколько лет морской курорт в Кескикюля Терийоки превратился в центр летних мероприятий. О самочувствии и хорошем настроении гостей заботился большой персонал, к которому относились, кроме врачей с их помощниками, также интенданты. Задачей последних было, в частности, отвечать за многочисленные художественные программы, которые в летнее время организовывались в казино морского курорта.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВ И ОБЪЕДИНЕНИЙ В ТЕРИЙОКИ

Почти во всех местностях Финляндии, естественно, культурная деятельность кружков по увлечениям, объединений и обществ в Терийоки во время независимости, как и до того, ещё с рубежа 1880-1890-х гг. была оживлённой и многосторонней.

Среди молодёжных обществ и объединений рабочих действовали различные кружки по увлечениям, в которых участвовала и увлечённая молодёжь, и более старшие люди, как и во времена независимости – в скаутской деятельности и деятельности кружков по сельскому хозяйству. Были в Терийоки также объединения март, союза сельских хозяек, Финского союза женщин и различных благотворительных объединений. Была деятельность различных приходов: лютеранского, греко-католического [православного], римско-католического и мусульманского.

Добровольную оборонную работу вели шюцкоры, лотты и дома солдата, в деятельности которых активно участвовала молодёжь.

«Солнцепоклонники» на песке Терийоки
«Солнцепоклонники» на песке Терийоки

В Терийоки действовало несколько спортивных и гимнастических обществ. Зимой лыжи, спуск с гор, бег на коньках получили немало приверженцев. Летом лёгкая атлетика собирала их на стадионе. В 1930-х гг. быстро добавилось занятие плаванием, и школа плавания со сдачей норм каждое лето собирали на берегу и молодёжь, и старшее поколение.

Занятия гимнастикой шли круглогодично. В этой местности действовали группы разных возрастов, которые проводили показательные выступления и выступали на различных праздниках. Активность занимавшихся физкультурой и спортом показывает то, что они каждое лето участвовали в официальных соревнованиях и спортивных выступлениях.

Исключительную популярность получил в Терийоки теннис, в который здесь можно было играть более чем на 50 площадках. Лучшие игроки Терийокского баскетбольного общества были лучшими учителями для всей страны.

 

ЗАНЯТИЯ ИСКУССТВОМ В ТЕРИЙОКИ ВРЕМЁН НЕЗАВИСИМОСТИ

На Карельском перешейке, как и всей Карелии, музыка была любимым занятием. Уже в середине [пред]последнего столетия среди молодёжных обществ Терийоки действовало несколько хоров и оркестров.

В Кескикюля Терийок в начале1910-х гг. был создан смешанный хор, и он получил важную задачу в связи с организуемыми Микко Уотиненом праздниками песни.

Когда кантор Ульяс Хаккарайнет взялся за руководство хором в 1910-х гг., хор получил самое значительное, даже примечательнейшее положение в жизни этих мест.

Смешанный хор Терийоки в начале 1920-х гг. принял название «Любители искусств» и распространил свою сферу деятельности также в направлении выступлений. Несколько лет «Любители искусств» давали в зале Клуба как минимум одно представление в год, в иные годы даже два выступления на весь вечер. Благодаря хорошим певческим силам выступления с песнями имели большой успех, и зрители приходили на них повторно. Не забывали и о детях, и сказочные спектакли тоже показывались благодарным зрителям.

В первой половине века о сценической деятельности в объединении рабочих заботилась «Сцена рабочих Терийоки». Её центральным лицом был писатель Микко Уотинен, которому хватало сил и на то, чтобы вдохновлять любителей сценической деятельности молодёжных обществ. Он был и режиссёром, и актёром.

В Терийоки было немало любителей игры на скрипке и пианино, ансамбли которых, иногда даже небольшие оркестры можно было услышать на праздниках этих лет. Гастролирующие артисты, певцы, музыканты, актёры и чтецы заезжали в своих гастролях и в Терийоки, тогда у любителей этой местности был случай иногда услышать и всемирно известных деятелей искусств.

Духовой оркестр егерского батальона также выступал на мероприятиях этой и окружающих местностей. Весной и летом он сопровождал праздники на открытом воздухе а также летние мероприятия. И в основанная в 1907 г. Общая школа Терийоки была многосторонним центром любительской и культурной деятельности в течении сорока лет.

Наиболее увлечённые сценической деятельностью любители были в действовавших в различных селениях молодёжных обществах, из которых наиболее активна была деятельность молодёжных обществ в Кескикюля, Оллила, Куоккала и Тюрисевя . Бывший член молодёжного общества ещё в 60-х гг. вспоминал, как они в 1909 г.могли видеть проводившую лето в Терийоки Иду Аальберг в спектакле «Сапожники из Нумми». Ида Аальберг же исполняла на сцене Молодёжного общества стихи Рунеберга, Лейно и Оксанена.

 

ПИСАТЕЛИ И ХУДОЖНИКИ НА ПЕРЕШЕЙКЕ И В ТЕРИЙОКИ

Наиболее известные родившиеся на Перешейке писатели – Олави Пааволайнен, Ильмари Пимия и Унто Сеппянен. Два последних учились в Общей школе Терийоки, выступали в группе «факельщиков», и уже в детстве усвоили свойственные Перешейку мировоззрение и образ мысли. Им было свойственны оптимизм, непредвзятость и открытый интерес ко внешнему миру и всему происходящему в нём.

Пааволайнен, Пимия и Сеппянен-старшие, ровесники Эйно Лейно, а из терийокцев Микко Уотинен стали участниками и глашатаями, многосторонними инициаторами. В годы угнетения они высоко держали знамя финской культуры и финского языка. Творчество всех писателей Перешейка отличает живой интерес к родному краю, к его природе и населению, а также глубокое понимание особенностей Перешейка.

В первой половине века как времени независимости Финляндии Карельский перешеек и Терийоки с несколькими селениями влекли к себе писателей, живописцев, актёров, певцов, музыкантов и композиторов. Слово летело (бкв. катилось,kiersi) и всё чаще овладевало местом летнего отдыха Терийоки. Обстановка Перешейка вдохновляла деятелей искусства, которые каждое лето приезжали на одно и то же место. На Перешейке нравилось, в частности, актёрам Рози и Йоэлю Ринне, Юрьё Туоминену, Ууно и Ракель Лааксо, Элли Томпури, Эйно и Эмми Юркка и, тогда ещё детям, Сакари, Ваппу и Юсси Юркка, Арви и Сенте Туоми и их детям Раули и Лиизе Туоми.

Певцов, музыкантов и композиторов в Терийоки видели в каждом селении. На большой праздник песни приезжали дирижировать, в частности, Армас Ярнефельт, Оскар Мериканто и Тойво Куула. Летом в период независимости в прибрежных дачах Терийок жили десятки музыкантов, которых вдохновляла природа Перешейка и атмосфера всей местности.

Из проводивших лето в Терийоки писателей наиболее, в частности, Керсти Бергрот, Тойво Пекканен, Ильмори Кианто, Мика Валтари, Арви Кивимаа и Юрьё Юльхя. Однако все писатели не всегда отдыхали в Терийоки.

Много лет проводили в Терийоки живописцы Микко Ойнонен. Инна Коллиандер, Свен Грёнвалл, Торстен (Тотти) Тиселл, Янне Муусари, Урпо Вайнио и Эва Седерстрём.

Многие талантливые писавшие по-шведски писатели и поэты годами жили на Перешейке. Из них наиболее верны ему были, в частности, Оскар и Ральф Парланд в Келломяки, Тито и Ина Коллиандер в Куоккала и гостями последних бывали Раббе Энкелль, Гуннар Бьёрлинг и Эймер Диктониус. Иногда на Виллу Голике приезжали из Швеции друзья-поэты, в частности, Йоханнес Эдфельт и Гуннар Экелёф. Лучшими знатоками Перешейка стали, в частности, Эрнст Лампэн, Туули Рейонен, Эркки Кивиярви и Ларин-Кюёсти, которые снова и снова возвращались на Перешеек.

Все проводившие лето в Терийоки деятели искусств, писатели и поэты описали эти места в своих картинах, рисунках, стихах и прозе.

 

У ПЕРЕШЕЙКА И ТЕРИЙОК БЫЛА МАГНЕТИЧЕСКАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ

Нетрудно найти причины того, что Терийоки и всё побережье перешейка так быстро в какой-то мере вернули утраченное было ими положение международно популярного курортного центра. У этой местности была собственная культура, на основе которой можно было строить и традиция, которую стали развивать и далее.

Терийоки получили новых приверженцев по всей Финляндии, что означало поддержку предприятиям терийокцев. Сведения друзей и знакомых, даваемые в газеты и журналы, а также выпускаемые терийокской общиной листовки рассказывали то же, в чём каждый мог убедиться и за краткую прогулку: Терийоки отличались в лучшую сторону от многих других мест летнего отдыха. Не слишком жаркое лето, свежий воздух, зелень прибрежных парков, красота чистых песчаных берегов, слабосолёное манящее искупаться море. Экзотика кружевных дач Перешейка, открытое море, дружелюбие жителей Перешейка, широта натуры и терпимость, весёлый нрав и гостеприимство влекли гостей приезжать в Терийоки опять и опять.

Многих художников Карельский перешеек насовсем сделал своими приверженцами. Терийоки нравились, в частности, Эркки Кивиярви, который был того мнения, что «Терийоки – это королева Карельского перешейка, совсем, как Ницца – Ривьеры. Нигде нет жизни веселее.» Кивиярви признавал, что он «слуга Перешейка» и называл Терийоки «летним Эльдорадо, сказочным и истинным, как и всё лето в Терийоки».

Ларин-Кюёсти утверждал, что тому, кто хоть раз побывал в Терийоки, «хочется опять вернуться к этому источнику здоровья и каждым летом совершать туда паломничество. »

Автор же под псевдонимом Титус в «Хельсингин саномат» рассказывал, что все его знакомые «превознесли до неба» Карельский перешеек.

Чем бы ни была культура Терийоки – внесённой извне или созданной и развитой в собственной местности, Терийоки отражали это и посылали в своё окружение и далее. Это также сочеталось с культурным наследием ближайших волостей. Взаимовлияние было оживлённым, ибо терийокцы передвигались в ближайших волостях и из них тоже бывали в Терийоках. Во взаимовлиянии заключается вклад Терийок в культуру Перешейка.

Важно помнить, что если гости привязаны к своему летнему месту [отдыха] в Терийоки или иному на Перешейке, то они также и сами жители Перешейка, глубоко привязанные к своему родному краю, где корни их отцов и прадедов были тысячелетиями, а может быть, и дольше.

Жителям Перешейка за всё время существования на пограничье пришлось испытать, что такое проклятие войны и гонений. Мирный договор второй мировой войны закончил этап финского Перешейка, как и с независимости прочей уступленной Карелии, и начался новый этап. Оказавшиеся в разных частях Финляндии и мира терийокцы и другие жители Перешейка, а также их потомки продолжают свою жизнь в прежнем стиле жителей Перешейка – светлыми, деятельными, с чувством ответственности и подчёркивая значение сотрудничества , веря в совместную жизнь жителей Перешейка и всемирные возможности их образа жизни.

 

/ © Перевод и подготовка материала А. К. Молчанова, 31.03.2016 г. специально для сайта terijoki.spb.ru /


Последние комментарии:




История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.