История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум translate to:

Ингерманландские финны.

Сергей Глезеров

Еще сравнительно недавно упоминание об ингерманландских финнах, как и само слово «Ингерманландия», практически не допускались - такого народа как будто бы просто не существовало. «Подавляющее большинство нынешних жителей Петербурга и Ленинградской области даже и не знает, что живет в Ингерманландии, и имеет самое смутное понятие об обитавших здесь ранее финнах», - говорит историк Вадим Мусаев.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Западная граница Ингерманландии проходит по реке Нарове, затем по рекам Луга, Оредеж, Тосно, Мга и Лава. Северная граница - по реке Сестре, от Ладожского озера до Финского залива.

Как отмечает этнограф Наталья Юхнева, на территории Северо-Запада, еще до прихода туда славян, жило «аборигенное финно-язычное православное население», к которому относились водь, ижоры, вепсы и карелы. В западноевропейских источниках ижор называли инграми, а место их расселения - Ингерманландией.

В XVII веке, во время шведского владычества, Ингерманландия, пустовавшая после массового исхода жителей, стала заселяться финнами-лютеранами. Именно их сейчас называют финнами-ингерманландцами, а в XIX веке говорили - «петербургские финны».

К концу XVII века финны составляли 80% населения приневских земель. Даже после основания Петербурга, когда сюда со всех краев России стали переселять русских крестьян, финны-ингерманландцы продолжали составлять значительную часть населения многих районов Петербургской губернии, которая поначалу называлась Ингерманландской. В числе первых жителей Петербурга также были ингерманландцы, жившие в этих краях. Следы финской топонимики до сих пор сохранились в петербургских названиях.

ИЗГНАННЫЙ НАРОД

Поскольку ингерманландцы стали жертвой сталинских репрессий и лишились исторической родины, все, что было связано с ними, вычеркнули из истории. После войны ингерманландским финнам приходилось скрывать свою национальность- к ним с предубеждением относились как к бывшим врагам, пособникам оккупантов, а само слово «финн» нередко ассоциировалось с понятием «враг» и «фашист».

...В 1920-х годах ингерманландским финнам было позволено создать на территории Ленинградской области культурную автономию - финский национальный Куйвозовский район, а в других районах области было еще 39 финских национальных сельсоветов. Второй финский район хотели создать в 1934 году в южной части Ленинградской области, с центром в Тайцах или в Дудергофе. В него предполагалось включить 30 тысяч человек, среди которых 65% составляли финны. Плотность финского населения в этих местах была, действительно, очень высока: в одних только Скворицах из 9 тысяч жителей практически не было ни одного русского.

Однако последовала резолюция - отказать! Начались гонения на лютеранскую церковь, коллективизация и раскулачивание, депортация финского населения из приграничных с Финляндией районов. В 1938 году финский национальный район был упразднен. В городе и области закрывались финские школы, дома культуры, техникумы, газеты, журналы, издательство. Последовали массовые депортации финнов в другие регионы страны. Как считает Вадим Мусаев, именно на ингерманландцах сталинский режим опробовал практику этнической чистки. Но впереди были еще более жестокие испытания.

После начала войны власти стали рассматривать ингерманландцев (как и советских немцев) как «пятую колонну». Решение об их «обязательной эвакуации» из пригородных районов Ленинградской области было принято в августе 1941 года, однако выполнили его только частично.

20 марта 1942 года было принято повторное постановление Военного совета Ленинградского фронта о депортации оставшихся внутри кольца финнов и немцев. Власти не доверяли им, однако это едва ли было справедливо: известно, что по уголовным делам за шпионаж, диверсии, вредительство финны и немцы привлекались гораздо реже, чем русские или украинцы.

Март 1942-го стал черной страницей в истории ингерманландцев. Их, многие годы живших на этой земле, в товарных вагонах, как скот, отправляли в Сибирь. «То, что случилось с ингерманландскими финнами, можно определенно квалифицировать как геноцид», - считает Вадим Мусаев. По воспоминаниям одного из депортированных финнов, «пришли военные и силой выгнали нас на улицу. До сих пор в глазах стоит дверь, заколоченная крест-накрест. По дороге через озеро было холодно, детей завернули в одеяло, молили, чтобы не умерли от холода... Хоронить не было возможности. Поражали горы трупов, которые складывали у станций...»

ФИНСКИЕ КОРНИ ГУБЕРНАТОРА ЯКОВЛЕВА

После долгих лет молчания, в 1975 году первую финскую лютеранскую общину удалось создать в Колтушах. Но дальнейшие попытки верующих лютеран наталкивались на жесткое «нет». История стала «возвращаться» только спустя полвека, в конце 1980-х годов, когда можно стало говорить о трагической судьбе ингерманландских финнов. А в 1993 году российский парламент принял закон о реабилитации всех финнов бывшего СССР.

Начали возрождаться национальные культурные объединения и налаживаться церковная жизнь. Были восстановлены приходы в Колтушах, Куземкино, Токсово и Скворицах. В 1989 году в Колтушах после многолетнего перерыва был отмечен один из главных праздников ингерманландских финнов - Юханнус (Иванов день).

В празднике участвовало около пяти тысяч человек, в 1990-м в Дудергофе собралось до восьми тысяч.

В 1991 году Юханнус отмечали в Токсово, а с 1992 по 1998-й - снова в Дудергофе, на горе Киргоф. Три года подряд, с 1999 по 2001 год, Юханнус проводили на берегу реки Ижоры, напротив Скворицкого прихода в Гатчинском районе. В 2002 году проводили в Токсово, а в нынешнем году, в рамках 300-летия Петербурга, ин-германландские финны проведут свой праздник в городе, в Екатерингофском парке 21 июня.

Большую роль в ингерманландском возрождении сыграло общество «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз»), созданное в 1988 году. Сегодня в Петербурге и области 19 отделений «Инкерин Лиитто». А поскольку ныне в России действует закон о национально-культурных автономиях, согласно которому органы власти осуществляют связь с национальными объединениями через автономии, то было зарегистрировано две региональные автономии ингерманландских финнов - Петербурга и Ленинградской области. «Инкерин Лиитто» и обе автономии возглавляются одним советом и имеют одного руководителя - Александра Ивановича Кирьянена, преподавателя Петербургского университета.

По переписи 1989 года, в Ленинграде было пять с половиной тысяч финнов - тех, у кого в паспорте стояла национальность «финн». Сегодня только в городской организации «Инкерин Лиитто» 6500 человек, кроме того, есть еще пригородные отделения - Пушкинское, Павловское, Колпинское, Стрельна-Петергоф-Ломоносов и Сестрорецк-Зеленогорск.

Ингерманландские корни имеет губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Его мать, ингерманландская финка, родом из Ломоносовского района, разделила судьбу своего народа и была в марте 1942 года выслана в Якутию. Именно там, в городе Олекминске, в 1944 году и родился будущий губернатор Северной столицы. Сегодня мать Владимира Яковлева является прихожанкой ингерманландского прихода в Мартышкино.

В Петербурге сейчас действуют финская школа для детей и бюро по трудоустройству. В деревне Вистино создан первый ингерманландский музей, его создатель - активный участник «Инкерин Лиитто» Ольга Конькова, сотрудник Института этнографии. «Сегодня мы готовы создать музей Ингерманландии и в Петербурге, - говорит Александр Кирьянен. - Недавняя выставка в Кунсткамере по истории Ингерманландии на две трети была составлена из наших экспонатов. Проблема - с помещением, поэтому сегодня нам необходим многофункциональный культурный центр».

ТОКСОВО. ВОЗВРАЩЕННАЯ СВЯТЫНЯ.

Один из возрожденных ингерманландских евангелическо-лютеранских приходов расположен в Токсово, где была восстановлена лютеранская Александровская кирха. Она была построена в 1887 году, деньги на ее постройку собирали всем миром в течение 30 лет. Долгое время она была не только религиозным, но и национально-культурным центром токсовских ингерманландских финнов.

В 1936 году ее закрыли, устроили в ней Дом культуры, а потом кинотеатр. Орган увезли в Ленинград (до сих пор неизвестно куда), а деревянные скамьи для богослужений, говорят, попали в Театральное училище на Моховой. Старинный храм был обезображен внутри, разделен перегородками. Отвоевать его обратно верующим удалось только в начале 1990-х годов, к тому времени он стоял в разоренном виде - окна заложили кирпичом, большая часть здания пустовала, а в остальных помещениях устроили кабак и крутили порнофильмы.

Церковь восстанавливали два года, причем финны не только из Токсово, но и из Финляндии. На освящении кирхи в декабре 1994. года было так много народа, что пришлось приглашать военную полевую кухню, накормившую в тот день две с половиной тысячи человек.

Возрожденный храм, как и прежде, служит одним из центров культурной жизни. Богослужения здесь проводятся на финском и русском языках, причем прийти сюда может любой - национальность значения не имеет. При кирхе действует воскресная школа, дьяконический кружок и духовное собрание, проводятся органные концерты.

«Санкт-Петербургский Курьер», № 22, 05-11.06.2003


Последние комментарии:




История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.