History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum Russian version translate to:

Railways of Finland

(К. Б. Грэнхаген. Спутник по Финляндии. - СПб., 1913. - С. 5-8.).

Железныя дороги: Финляндскiя железныя дороги до последняго времени находились въ удовлетворительномъ состоянiи, несмотря на попытку гг. обрусителей и здесь ввести своеобразный порядокъ, принятый въ Имперiи. Точное исполненiе инструкцiй и своихъ прямыхъ обязанностей лицами служебнаго персонала нисколько не мешало имъ быть вежливыми и предупредительными съ пассажирами. Къ сожаленiю, и по настоящее время повторяются недоразуменiя съ русскими пассажирами, вступающими в резкiя пререканiя со служащими дороги изъ-за требованiй, предъявляемыхъ последними на основанiи действующихъ правилъ. Бывали случаи, когда подобныя столкновенiя разрешались крупнымъ скандаломъ, переходя на почву оскорбленiя личности. Надо полагать, что эти исключительныя недоразуменiя съ пассажирами - между которыми попадплись иногда лица съ положенiемъ и высокимъ рангомъ - происходили потому, что, не стесняясь въ своемъ отечестве, имъ трудно отрешиться отъ своихъ привычекъ даже в стране, где оскорбленiе, нанесенное любому гражданину, влечетъ за собою строгое наказанiе виновнаго. Именно этимъ господамъ не следуетъ забывать, что финляндскiй законъ караетъ всехъ одинаково и никакихъ исключенiй не признаетъ. За неисполненiе требованiй администрацiи дороги, хотя бы въ лице простого кондуктора, сiятельная особа наравне съ сермяжникомъ будутъ одинаковымъ образомъ удалены изъ вагона.

Единственно чемъ можно упрекнуть лицъ, въ веденiи которыхъ находятся финляндскiя железныя дороги, это въ томъ, что они не особенно ретиво принимаются за увеличенiе скорости пассажирскихъ поездовъ. На многихъ участкахъ еще и по настоящее время поезда ползутъ со скоростью черепахи. Эта непозволительная отсталость, наряду съ усовершенствованiями въ другихъ отрасляхъ, бросается въ глаза и едва-ли желательна населенiю, привыкшему дорожить каждымъ часомъ. Въ последнее время, впрочемъ, прiобретаются быстроходные паровозы.

Значительнымъ недочетомъ въ деятельности финляндскаго железнодорожнаго ведомства является его отрицательное отношенiе къ вопросу объ увеличенiи скорости поездовъ между Петербургомъ и Иматрой. Между темъ, необходимость увеличенiя скорости движенiя уже давно диктуется самою жизнью, о чемъ свидетельствуютъ постоянныя жалобы со стороны населенiя Выборгской губернiи и русскихъ дачниковъ, интересами которыхъ не следовало бы пренебрегать. Въ настоящее время на прохожденiе пути отъ Петербурга до Выборга (129 килом.) требуется 3 1/2 - 4 ч. времени, а отъ Петербурга до Иматры (201 килом.) 6-7 ч., между темъ, какъ при увеличенiи скорости до 50 килом. въ часъ, хотя бы для двухъ поездовъ (отход. изъ Петербурга въ 12 час. дня и въ 4 1/2 пополудни) время езды сократилось бы до 2 1/2 ч., а во второмъ до 4 1/2 ч. Въ железнодорожномъ управленiи вопросъ объ увеличенiи скорости движенiя поездовъ между Петербургомъ и Выборгомъ потому не встречаетъ сочувствiя, что проведенiе его въ жизнь сопряжено съ значительными расходами (новыя рельсы, увеличенiе балласта, прiобретенiе новыхъ паровозовъ и др.). Однако, при большой доходности этой линiи, можно было бы решиться и на это, а, темъ более, и въ подлежащемъ ведомстве действительно сознавали-бы необходимость встряхнуться и поспешить на встречу нуждамъ населенiя восточной Финляндiи. В финляндскомъ сенате тоже наблюдалось отрицательное отношенiе къ этому вопросу. Но здесь выдвигался еще одинъ тяжеловесный аргументъ, а именно - боязнь руссификацiи.

Железнодорожныя станцiи на всехъ участкахъ отличаются простотою и опрятностью. Здесь, главнымъ образомъ, обращаютъ вниманiе на дешевизну и прочность постройки. Финляндскiе инженеры, оказали великую услугу своей родине, давъ ей возможность иметь дешевую железнодорожную сеть. Каждая верста ея обходится почти вдвое дешевле версты русской дороги, хотя бы построенной на ровной, какъ столъ местности. Между темъ, всемъ известно, какъ тяжела эта работа въ Финляндiи, где чуть-ли не на каждой миле приходится взрывать скалы и засыпать глубокiя болота.

Дешевизна финляндскихъ железнодорожныхъ сооруженiй и удачное направленiе путей объясняется также и темъ, что всякiй проектъ, до его утвержденiя, горячо обсуждается туземною печатью. Такимъ образомъ, непосредственное участiе общества въ предварительномъ разсмотренiи, а затемъ проведенiи въ жизнь многочисленныхъ проектовъ, выражается прежде всего въ широкой возможности относиться къ нимъ критически. Непринужденно высказываемыя въ печати сужденiя выясняютъ степень пригодности правительственныхъ проектовъ, возможность проведенiя ихъ въ жизнь съ меньшими затратами и, наконецъ, наилучшiе способы ихъ осуществленiя.

Железнодорожная политика Финляндiи стремилась связать внутреннiе торговые и промышленные центры съ портовыми городами Финскаго и Ботническаго заливовъ. Въ настоящее время, когда во внутренней Финляндiи и вдоль всего побережья уже проложены главнейшiя железнодорожныя магистрали, явилась настоятельная потребность уделить внимание обширному северу, а также связать между собою уже действующiя магистрали.

Въ 1899 г. чистая прибыль финляндскихъ железныхъ дорогъ определялась въ размере 7.544.00 марокъ, что составляло 3,32% съ капитала затраченнаго на железнодорожныя сооруженiя. Изъ этой прибыли ежегодно погашается государственный долгъ Финляндiи, состоящiй исключительно ихъ железнодорожныхъ займовъ и въ 1900 году не превышавшiй 113 миллiоновъ марокъ. Дешевизна и прочность постройки, при условiи свободнаго погашенiя государственнаго долга и причитающихся по нему процентовъ, дали населенiю возможность пользоваться сравнительно не высокимъ товаро-паровознымъ тарифомъ, что, въ свою очередь, имело огромное значенiе въ поднятiи народнаго благосостоянiя.

Такимъ образомъ, постановка железнодорожнаго дела въ Финляндiи, помимо добросовестнаго исполненiя своихъ обязанностей служебнымъ персоналомъ, наглядно показываетъ какое огромное значенiе имеетъ въ культурной стране общественное мненiе, подъ давленiемъ котораго окончательно процеживаются и получаютъ надлежащую оценку все, более или менее несовершенные проекты.

Спальные вагоны. Въ ночныхъ поездахъ имеются спальные вагоны, за пользованiе которыми сверхъ стоимости билета, взимается дополнительная плата. (3 руб., считая за эту плату и постельное белье. Въ курьерском поезде спальный вагонъ обязателенъ).

Русская таможня. Имея съ собою велосипедъ, фотографическiй аппарат, музыкальный инструментъ, оружiе, швейную машину или другiе предметы заграничнаго производства, следуетъ обратиться на вокзале въ русскую таможню за полученiемъ удостоверенiя, что эти предметы вывезены изъ Россiи. Въ противномъ случае, русская таможня, при обратномъ ихъ сдедованiи, можетъ потребовать уплату положенной пошлины. Контора таможни, для полученiя подобныхъ удостоверенiй, открыта ежедневно, включая и праздничные дни, отъ 9 час. утра до 10 час. вечера. Канцелярiя находится въ конце главной платформы.

Разменъ денегъ. Едущимъ въ Финляндiю следуетъ позаботиться разменомъ русскихъ денегъ на финскiя марки. (Разменъ русскихъ денегъ на вокзале по курсу). Переводъ на рубли и марки въ см. конце изданiя.

Въ праздничные дни торговля повсеместно въ Финляндiи прекращается. Открыты лишь булочныя, аптеки и рестораны. Въ последнихъ продажа крепкихъ напитковъ разрешается лишь съ 6 часовъ вечера, причемъ въ эти дни они открываются съ 12 часовъ (дня), после окончанiя богослуженiя.

Вежливое обращенiе съ простолюдином желательно въ интересах самого туриста. Финнъ ни за что не согласится быть полезнымъ чемъ-либо, если просьба или обращенiе къ нему были выражены въ недостаточно деликатной форме, и, наоборотъ, онъ услужливъ и предупредителенъ, когда видитъ, что съ нимъ обращаются по человечески.

Более дальнiя поездки вдоль живописныхъ береговъ Саймы и Калавэси, представляютъ во всехъ отношенiяхъ огромный интересъ для туриста. Общему хорошему впечатленiю въ значительной мере способствуетъ благосостоянiе крестьянскаго сословiя. Всюду встречаются опрятныя, прочно построенныя избы, тучные луга и хорошо обработанныя поля. Въ редкихъ случаяхъ попадаются нищiе и пьяные. Кабаковъ нетъ - они вычеркнуты изъ крестьянскаго обихода рукою народа и служатъ лишь посмешищемъ, грустнымъ воспоминанiем недлекаго прошлаго, когда правительство мало заботилось объ искорененiи этого отвратительнаго порока и косвеннымъ образомъ само спаивало бедный людъ...

Чемъ дальше будетъ туристъ уклоняться на северо-западъ отъ Петербурга, темъ более поразитъ его разница между финномъ-туземцемъ и финномъ изъ окрестностей Петербурга или даже восточной части Выборгской губернiи. Многiе, проводящiе дачный сезонъ въ дачныхъ районахъ Петербургскаго уезда, составляютъ ошибочное представленiе о финскомъ народе вообще, навязывая ему по неведенiю многiе недостатки, подмеченные въ окружающемъ населенiи. Тутъ - въ окрестностяхъ Петербурга и вдоль финляндск. границы - неряшество, пьянство, развратъ и лень - суть обычные спутники несчастного народа. Тамъ - въ Саволаксе или въ С.-Зап. Карелiи - крестьянинъ имеетъ достатокъ, отличается чистоплотностью, трезвымъ поведенiемъ и прилежанiемъ. Онъ проникся сознанiемъ силы своихъ законовъ и целесообразности своего труда. Онъ убежденъ въ прочности своего положенiя, какъ гражданина и знаетъ, что только трудомъ обезпечитъ безбедное существованiе семьи. Сравнивая этихъ двухъ представителей финскаго народа, видишь въ нихъ огромную разницу. Задаваясь вопросомъ о причинахъ подобнаго явленiя, невольно чувствуешь, что ответъ на него следуетъ прежде всего искать в тесномъ соприкосновенiи этой части Финляндiи съ Имперiей и въ продолжительности русскаго бюрократическаго ига, тяготевшаго над Карелiей и Ингерманландiей.

Русскому туристу, не знающему местныхъ языковъ, путешествiе по Финляндiи можетъ показаться затруднительнымъ. Надо, однако, заметить, что въ восточной части не только в городах, но и во многихъ деревняхъ населенiе кое какъ изъясняется на русскомъ языке. Русскiй путешественникъ врядъ ли ошибется, разсчитывая на приветливость финскихъ крестьянъ. Въ Финляндiи вообще каждый путникъ, независимо отъ его нацiональности, пользуется широким гостепрiимствомъ въ крестьянской среде. Эта особенность финляндца составляетъ его нацiональную черту, которую ему не удалось вытравить даже въ те дни, когда у каждаго являлось вполне естественное желанiе соображаться съ духомъ времени.


Последние комментарии:




History Interesting things Photogalleries Maps Links About Finland Guestbook Forum   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.