История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум translate to:

АЛВАР ААЛТО В ТЕРИЙОКАХ

А. К. Молчанов

На финских купюрах - портреты не монархов и президентов, а спортсмена, писателя, архитектора и композитора. Среди них знаменитый архитектор Алвар Аалто (03.02.1898 - 11.05.1976).

Алвар Аалто родился в местечке Куортане, в ста километрах к юго-востоку от города Вааса. Отец его, инженер - землеустроитель, увлекся симпатичной девушкой с почты, дочерью преподавателя лесного училища. У них-то и родился сын Алвар - будущий архитектор. Он рос в деревне Алаярви, среди поэтической северной природы, учился в Ювяскюля, потом - на архитектурном факультете Хельсинского Политехнического института.

Как проектировщик - "руководитель проекта", в 1923 году он основывает свое проектное бюро в Ювяскюля. В 1925 году он женится на своей сотруднице, тоже архитекторе, Айно (1898-1949 гг.). В 1927 году его бюро переносится в Турку, а в 1933 году - в Хельсинки, где Аалто участвует в коммерческом предприятии по меблировке и оформлению помещений.

Как архитектор он начинает в духе "скандинавского романтизма". В начале 1920-х годов это направление сыграло значительную роль в борьбе с эклектикой и подражанием историческим стилям, но вскоре сменилось неоклассицизмом, а затем и функционализмом (сформировавшимся под влиянием советского конструктивизма). В стиле функционализма Аалто спроектировал здания газеты "Турун Саномат" (1928-1930) и туберкулезного санатория в Паймио (1928-1935). В 1934-1935 годах он участвует в проектировании вокзала в Таллинне и здания финского посольства в Москве, а также занимается в фирме "Артек" меблировкой и украшениями из гнутого и клееного дерева.

Еще в 1927 году он начал работать над конкурсным проектом здания Выборгской муниципальной библиотеки, ознаменовавшим его переход к собственному творческому стилю. Это здание расположено вблизи нынешней Красной площади, в парке, в районе проспекта Суворова и Библиотечной улицы. Снаружи здание выполнено в стиле функционализма, но внутренняя планировка уже обнаруживает будущего творца. Это деревянный извилистый потолок в зале для чтений и потолочное освещение в абонементном зале. Средняя часть здания заглублена - характерная черта и последующих библиотек Аалто.

Выборгская библиотека строилась в 1930-1935 годах, и доработку проекта в 1934 году Аалто вел в Терийоки. Вот как вспоминает об этом проходивший тогда у него студенческую практику Йонас Седеркрёйц. "Алвар полагал, что он с семьей и сотрудниками мог бы провести лето в Терийоки, неподалеку от Выборга. На берегу моря, среди красивой природы, он мог бы сочетать архитектурную работу и летний отдых, как это у него делалось. Я получил задание найти подходящее для этого место. Летним домом оказалось дача моей тети Марты Седеркрёйц".

Дача находилась на берегу моря в Оллинпяя - части нынешнего Зеленогорска, западнее Торгового Центра. В штате А. Аалто тогда были лишь его жена Айно Аалто, архитектор Диедрих Дальберг (в свое время работавший у Нобеля в России) и сам практикант. К работе приступали зачастую лишь в 10-11 часов, "но заканчивали не в одно и тоже время - если у Алвара было вдохновение, кончали поздно ночью (...). Наши с Дальбергом чертежные столы находились в небольшой комнате, где, таким образом, было рабочее помещение. Сам Алвар работал в своей комнате, откуда время от времени выходил к нам".

"Это лето было жарким. Мы потели не столько над вычерчиванием здания Выборгской библиотеки, сколько под жарким солнцем. Дети Алвара и Айно, 9-летняя Иоанна и 6-летний Гамилькар играли на берегу, и Айно зачастую просто занималась детьми". "Нам в рабочем помещении было достаточно работы, но характерно, что у Алвара Аал- то хватало времени и на многое другое. Этим летом он занимался автомобилизмом и собрался между делом съездить посмотреть местные достопримечательности". Посетили на автомобиле, в частности, мост через Раяйоки (р. Сестра), Линтульский монастырь, "Могилу любви" в Ваммельсуу и батареи в Ино. Побывали также в доме - мастерской Ильи Репина в Куоккала. Когда Аалто проектировал свой "круглый стол", прототипом, возможно, был круглый стол Ильи Репина".

"Алвар Аалто был взыскательным и одновременно вдохновляющим работодателем. Он вносил в работу воодушевление и прямо-таки излучал энергию и идеи. Он оказался вдохновенным рассказчиком. Помню, как мы часами его слушали, очарованные его речью. Алвар часто рассказывал о легендарной фигуре своей молодости, Аугусте Нюберге, который заметил Алвару: "Однако, запомни, Алвар, что если хочешь преуспеть в жизни, надо "бить на поражение". Из поездок молодому практиканту запомнилась энергичность действий и последующего воспроизведения виденного и слышанного; "Алвар так восхищался, рассказывая, где Мы побывали, что мне казалось, будто я там и не был - настолько красочным, живым и детальным было его описание!".

Аалто осуществлял великолепные решения. Он проектировал залы для выдачи и чтения книг так, что в стенах не было ни одного окна. Поверхность стен была оставлена для книжных полок. Свет падал из круглых окон в крыше. Для эксперимента с освещением было решено построить миниатюрную модель. В Терийоки не было мастерской для изготовления моделей, поэтому работу сделали своими силами. Трудности были с изготовлением в крыше круглых отверстий. Поскольку их было 57 штук! Тогда мне вспомнились коробки одного оптового торговца яйцами, в которых были продырявленные пластины для яиц. Я сходил узнал у коммерсанта, который производил коробки. Тот, кто делал пластины, согласился помочь нам. Подсчитали, сколько надо пластин, чтобы размер окон в модели соответствовал натуре. Вычертили на пластинах отверстия и повезли делать дырки. Склеив продырявленные пластины, установили "крышу" на картонные стены. Модель выставили перед дачей и ориентировали по сторонам света так же, как должно было стоять здание библиотеки в Выборге. Теперь можно было проверять действие солнечного света в разное время. Результат, по мнению Алвара Аалто, был хороший и убедительный.

Развитие принципов функционализма и поиск способов использования финского дерева приводит Аалто к собственному стилю создания свободной формы. Первое свидетельство - павильон сельскохозяйственной выставки в Каухала (1937). В том же году им был спроектирован финский павильон Всемирной выставки в Париже, а в 1939 году - интерьер финского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке. Там Аалто преобразил предоставленный организаторами выставки прямоугольный павильон в поразительно емкое помещение при помощи вертикальной обшивки его рейками и досками.

Во время 2-й мировой войны Аалто живет в США. Он преподает в Массачусетсском технологическом институте, где проектирует студенческое общежитие с изогнутыми стенами, облицованными красным кирпичом, а также мебель и осветительную арматуру для оформления его интерьера.

После войны Аалто возвращается на родину уже всемирно известным архитектором. Сразу же он избирается председателем Союза архитекторов Финляндии - с 1952 года, а с 1963 года он член Академии Финляндии. В начале 1950 годов он проектирует общественный центр рабочего поселка Сяюнатсало близ Ювяскюля. Это изысканные и монументальные сооружения, гармонично вписанные в естественное окружение - манифест нового направления, развивающего его идеи 1930 годов. В 1950-60 годах он проектирует университетский городок в Ювяскюля, затем - новый комплекс Хельсинского Политехнического института, а в 1970 годах - застройку центра Хельсинки. Последняя из работ Аалто - дворец "Финляндия", место международных съездов, где в 1975 году был подписан заключительный акт Общеевропейского Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.

Творческий путь Алвара Аалто - от строго геометрических форм к самобытному сочетанию национальных традиций, от принципов функционализма - к свободе и гибкости пространственных композиций, гармонично вписанных в природную среду. Спроектированные под его руководством здания построены в восьми европейских странах, Ираке и США, но большая часть его работ выполнена в Финляндии.


"Терийоки – Зеленогорск 1548-1998". Сост. К. В. Тюников. СПб., 1998. С. 63-65


Последние комментарии:




История Интересности Фотогалереи Карты О Финляндии Ссылки Гостевая Форум   

^ вверх

© terijoki.spb.ru 2000-2023 Использование материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения администрации сайта не допускается.